ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
Игнатий Богоносец (+ 107), архиепископ Антиохийский, священномученик

Память 20 декабря, 29 января (перенесение мощей в Антиохию в 108 и 438 годах)

Родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-и.

Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребёнком, Спаситель обнял его и сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился.

Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения. В особом виде́нии он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось во всей ранней Церкви.

Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

В 106 г. император Траян (98-117) по случаю победы над скифами приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.

На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне (ныне Измир), где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сёл к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нём. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:

"Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «Иди к Отцу»".

Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим он посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же им были написаны еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней, в них Святитель наставляет в вере, любви и добрых делах, призывает хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещает повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".

Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона
Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона
Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: "Римские мужи, вы знаете, что я осуждён на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Сразу же после этого были выпущены львы.

Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, "а Кто запечатлён в моем сердце, Того я устами исповедую". Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его не тронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: "Иисус Христос". В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нём и прекратил гонение на христиан.

Верующие собрали кости святителя и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение, в самый город Антиохию совершено было в 438 году. После взятия её персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году).

Молитвословия

Тропарь, глас 4 (из службы 20 декабря)

Апосто́льских нра́вов подража́телю/ и престо́ла и́х снасле́дниче,/ архиере́ев удобре́ние/ и му́чеников сла́во, Богодухнове́нне,/ на о́гнь, и ме́ч, и зве́ри дерзну́л еси́ ве́ры ра́ди/ и, сло́во и́стины исправля́я,/ до кро́ве пострада́л еси́, священному́чениче Игна́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (из службы 20 декабря)

Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный де́нь/ предпропове́дует все́м в верте́пе Рожде́ннаго:/ Сего́ бо жа́ждая от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;/ сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси́,// Игна́тие всему́дре.

Кондак, глас 4 (из службы 29 января)

От восто́ка дне́сь возсия́вый/ и тва́рь всю́ просвети́вый уче́ньми,// му́ченичеством украси́ся Богоно́сный и Боже́ственный Игна́тий.

Творения

На русском языке издано:

  • Письма. Слав. пер. Преосвященного Амвросия (Зертис-Kаменского). М., 1779.
  • То же. Пер. протоиерея Герасима Павского .- "Христианское чтение". 1821. 1828. 1829, 1830.
  • То же."Православный собеседник", 1855. Отк. отт. Казань. 1857.
  • То же. Пер. протоиерея Преображенского. М., 1860. Иуд. 2-е, СПб., 1902.

Использованные материалы

Редакция текста от: 29.11.2015 20:02:03

"ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google