КРАСНОЯРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Красноярский Покровский собор.  Фото Вадима Животовского, 12 июля 2004 г.
Красноярский Покровский собор. Фото Вадима Животовского, 12 июля 2004 г.
Красноярская и Ачинская епархия Красноярской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 43 (а/я 25410)
  • Тел.: (391) 227-74-02, факс: 227-79-91
  • Официальный сайт: http://www.kerpc.ru
  • Каноническая территория: Красноярский, Ачинский, Боготольский, Дивногорский, Минусинский, Назаровский, Сосновоборский, Шарыповский, Кедровский ГО; ЗАТО Железногорск, Зеленогорск, Солнечный; Ачинский, Балахтинский, Берёзовский, Бирилюсский, Боготольский, Большемуртинский, Большеулуйский, Емельяновский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Манский, Минусинский, Назаровский, Новосёловский, Сухобузимский, Тюхтетский, Ужурский, Шарыповский, Шушенский р-ны Красноярского края
  • Кафедральный собор: Покровский в г. Красноярске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Красноярская епархия была учреждена (с кафедрой в г. Красноярске) Высочайшим Указом 25 мая 1861 года как Енисейская и Красноярская.

    Епархия восстановлена 8 июня 1990 года на территории Красноярского края и Кемеровской области, будучи выделена из состава Новосибирской епархии.

    Православие на территории приенисейской Сибири

    Православные храмы и монастыри на канонической территории Красноярской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — св. мч. Василий Мангазейский. В 1618 г. заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Св.-Спасский мужской и Св.-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, прав. Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском северных территорий Енисейской губернии играл Св.-Троицкий мужской монастырь (б. с. Монастырское, ныне - Туруханск), место паломничества к свв. мощам мч. Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ в. временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным).

    Первый красноярский правящий архиерей — преосв. Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития Епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе – о св. мч. Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории Епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

    События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь Епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих.

    В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 г. и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Аpхиеpейского Собоpа 2000 г. было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919).

    После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой Объектом «национализации» стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 г. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались.

    После 1922 г. епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 г. во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская епархии и их немногочисленные приходы.

    Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. До 1938 гг. руководство церковной жизнью осуществляли временно управлявшие епархией архиереи. Последний временно управлявший епархией владыка Сергий (Куминский), епископ Ачинский, был арестован в ноябре 1937 г. Большинство представителей красноярского духовенства были арестованы, другие вынужденно пребывали "за штатом" и "на покое." Архиерейским Собором в 2000 году были канонизированы принявшие мученическую кончину в период репрессий 1930-х годов епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1885-1937) и протоиерей Николай Казанский(1874-1942).

    Изменение государственной политики по отношению к Церкви, произошедшее в воды войны, позволило начать восстановление церковной жизни на территории епархии. Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня свт. Николая Мирликийского на Николаевском кладбище в Красноярске; в нем проходили богослужения, возглавляемые святителем Лукой (Войно-Ясенецким), занявшим Красноярскую кафедру в 1942-1944 годах. Уже после отбытия архиепископа Луки был вновь открыт старинный Покровский кафедральный собор, постепенно стали открываться приходы в других городах и районах края.

    После непродолжительного периода временного архиерейского управления приходы епархии вошли в состав соседних епархий. На 1947 год Красноярская кафедра состояла Новосибирским викариатством, впоследствии большая часть приходов были объединены в Красноярское благочиние Новосибирской епархии. Большая часть открытых и построенных на красноярской земле в послевоенные годы храмов была вновь закрыта во времена новых атеистических гонений. Церковная жизнь в действующих приходах епархии продолжалась при окормлении немногочисленных пастырей, их и их паствы молитвами и трудами. Среди восстанавливаемых ныне имен этих подвижников многим особенно памятно имя архимандрита Нифонта (Глазова) (1919-2004 гг.), бывшего в 60-70 гг. прошлого века благочинным красноярского округа, духовно взрастившего несколько поколений красноярцев, в числе которых есть и немало священнослужителей.

    Современный период в истории епархии

    В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии и назначения (20.07.90 г.) на красноярскую кафедру епископа Антония (Черемисова).

    К моменту открытия Красноярской епархии в нее входили выделенные затем в отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей. За прошедшие пятнадцать лет в Красноярской епархии восстановлено и построено более 210 храмов, молитвенных домов и часовен, в том числе при больницах и пенитенциарных учреждениях, открыто 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы церковные учреждения, православные общественные организации, братства и сестричества, богословско-пастырские курсы, воскресные школы при храмах, центры православной культуры и библиотеки, несколько православных гимназий и прогимназий, церковные и молодежные духовные хоры, работают епархиальные паломническая служба, пресс-служба, издательский центр. Возведенный в конце ХХ в. Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска – один из самых больших храмов Зауралья.

    30 мая 2011 года из Красноярской епархии была выделена самостоятельная Енисейская епархия.

    6 октября 2011 года в пределах Красноярского края была образована Красноярская митрополия, включающая в себя Красноярскую и Енисейскую епархии. Главой митрополии определено быть Красноярскому архиерею [1].

    28 декабря 2011 года из Красноярской епархии была выделена самостоятельная Канская епархия.

    Активно работают епархиальные и приходские СМИ, выходит ежемесячная полноцветная епархиальная газета «Православное слово Сибири», созданы сайты и печатные периодические издания ряда приходов и епархиальных отделов. В рамках общеепархиальной издательской и просветительской деятельности выходят отдельные издания и буклеты, календари, альманах «Возрожденная епархия»; в настоящее время ведется работа над книгой по истории епархии.

    Исторические названия

    • Енисейская и Красноярская (1861 - 1934)
    • Красноярская (упом. 27 декабря 1942 - ?)
    • Красноярская и Енисейская (1942 - ?)
    • Красноярская (викарная, упом. 1947)
    • Красноярская и Енисейская (8 июня 1990 - 30 мая 2011)
    • Красноярская и Ачинская (с 30 мая 2011)

    Статистика

    • 1865 - 3 монастыря (мужских - 2, женский - 1); 186 храмов (каменных - 114, деревянных - 72); 6 протоиереев, 176 священников, 50 диаконов, 245 причетников [2]
    • 1892 - 5 монастырей, 199 приходских, приписных и домовых церквей; 210 протоиереев и священников (с полным академическим образованием - 2, из действительных студентов академии - 1, не окончивших курс университета - 1, из вольнослушателей университета - 1, с полным семинарским образованием - 109, не окончивших семинарского курса и с училищным образованием - 96), 58 диаконов, 185 псаломщиков [3]
    • 1916 - 6 монастырей (предполагалось открыть еще два), 522 храма, молитвенных дома и часовни, 310 православных приходов (из них городских - 19): в Енисейском уезде - 33, в Красноярском - 43, в Ачинском - 61, в Минусинском - 75, в Канском - 76 [4]
    • 1 января 2006 - 214 приходов, из них: городских - 126, сельских – 88. Штатных священников – 178. Основные направления епархиальной деятельности (катехизаторское и образовательное, миссионерское, социальное служение и др.) курируются соответствующими епархиальными отделами
    • апрель 2011 - 3 монастыря; более 200 храмов, молитвенных домов, домовых церквей, часовен [5]

    Архипастыри

    Викарные епархии

    География благочиний

    Монастыри

    Литература

    • Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. - Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. - 480 с.: ил.

    Использованные материалы



    [1]  Журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, журнал 132 - http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [2]  Иркутские епархиальные ведомости, 1865, № 24, с. 302.

    [3]  Успенский К. Справка по вопросу об открытии в Красноярске духовной семинарии // Енисейские епархиальные ведомости, 1895, отдел неофиц., №19, с. 307-308.

    [4]  А.П. Дворецкая. Из истории уничтожения храмов на Красноярской земле со ссылкой на: Краткое описание приходов 1917; Персиянов Г., о. 2000: 9, 10, 13-16. - http://красноярские-архивы.рф/articles/stati_arhivistov/103

    [5]  http://www.patriarchia.ru/db/text/31232.html

    [6]  Прибыл в Красноярск 26 мая 1917, по частному соглашению с епископом Никоном епархиальные дела отправлял ему, ограничив круг своих обязанностей совершением богослужений.

    [7]  С 1928 по 1933 годы еп. Димитрию дважды поручалось временное управление Енисейской епархией. Точный период замещения кафедры неизвестен.

    [8]  С 1928 по 1933 годы еп. Димитрию дважды поручалось временное управление Енисейской епархией. Точный период замещения кафедры неизвестен..

    Редакция текста от: 23.06.2015 19:05:37

    "КРАСНОЯРСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
    в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
    в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google