Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прав. Даниил Ачинский
Прав. Даниил Ачинский
Даниил Ачинский (1784 - 1843), преподобный [1], праведный [2]

Память 15 апреля (Сибир., Греч. [3]), 16 декабря (Сибир., РПЦЗ [4]), в Соборах Красноярских, Сибирских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Делиенко [5] Даниил Корнилиевич, родился 12 декабря 1784 года в местечке Новые Сенжары Кобелякского уезда Полтавской губернии в бедной семье казаков. Был крещен в местной Успенской церкви.

С января 1807 года служил солдатом, с 1809 года - в артиллерии.

Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен, с русскими войсками вступил в Париж. По свидетельству родных, из Франции присылал на Полтавщину на имя приходского протоиерея Петра Базилевича письма и денежные переводы.

После 1817 года вернулся в Россию.

К 1820 году в звании унтер-офицера исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную литературу, решил принять постриг. В этом же году батарея, в которойрой служил Даниил Корнилиевич, квартировалась в Лебедине (ныне Сумская область, Украина). В августе того же года подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в монастырь, раздал деньги и часть своей земли ближним. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой свт. Николая Чудотворца.

В начале 1820-х годов отказался от предложенной командиром полка военной карьеры и офицерского чина, находился под арестом, в карцере читал Священное Писание и Жития святых.

9 июня 1823 года решением военного суда "за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... по конфирмации главнокомандующего 1-й южной армии, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить" (на суде сказал: "Лучше получить смерть, чем оставить оное намерение"), был лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с другими каторжанами шел в кандалах.

Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ)
Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ)
В 1824 году Тобольской экспедицией был определен "на вечные работы" на Боготольском винокуренном заводе (ныне город Боготол Красноярского края). Со смирением трудился на самых тяжелых работах, ночи проводил в молитве. Претерпел издевательства от местного пристава Е. П. Афанасьева, который однажды зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Через некоторое время пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. "Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник",- сказал Даниил Корнилиевич. По ходатайству Афанасьева перед губернатором был освобожден от каторжных работ.

Поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца А. Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина деревни Зерцалы близ Ачинска, которая, по словам жизнеописателя святого - инока Парфения, была "совершенный гроб" с окном "в медный гривенник". Жил в совершенном нестяжании, шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству, жал и косил на полях. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, который к концу жизни врос в тело.

Многие стали приходить к Даниилу Корнилиевичу как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать ему денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: "Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно".

Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. В «Сказании» инока Парфения повествуется, как к Даниилу Корнилиевичу приехала томская мещанка М. И. Иконникова, праздно путешествовавшая по святым местам. Старец встретил ее с гневом: "Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти". Несмотря на обличения старца, вскоре Иконникова с родственниками вновь отправилась в "паломничество". В Саровской пустыни прп. Серафим также обличил Марию: "Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию! Теперь же ступай назад домой".

В другой раз, когда один из односельчан решил заглянуть в окно кельи старца, оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. "Впредь не испытывай",-крикнул старец односельчанину из-за дверей.

Предчувствуя скорую кончину, старец Даниил снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей.

В январе 1843 года по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского монастыря города Енисейска игумении Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где и скончался 15 апреля 1843 года.

За 3 дня до смерти он дал наставление игумении и сестрам. В день кончины старца исповедовал священник Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме монастыря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывшая игумения монастыря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Старец был похоронен в монастыре.

В 1860 году над могилой старца в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника, в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления.

Популярный вариант жизнеописания Даниила Ачинского собирался составить и издать Л. Н. Толстой.

В мае 1920 года (по др. сведениям, в апреле 1921) постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП захоронение Даниила Ачинского было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, с тех пор их местонахождение неизвестно.

Прославление

14 ноября 1999 года во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), состоялся чин канонизации старца в лике местночтимых святых.

В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы старца, на начало XXI века хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 году по благословению настоятеля.

Протоиерей Геннадий Фаст написал церковную службу святому старцу, в том числе и молебный канон.

20 января 2001 года во имя Даниила Ачинского была освящена церковь на кладбище Бадалык в Красноярске. В 2011 году построен храм во имя святого в Привокзальном районе Ачинска.

Молитвословия

Тропарь

А́нгельски на земли́ пожи́вших/ и со а́нгельскими чи́нми на Небеси́ ны́не све́тло лику́ющих/ святы́х, в земли́ Сиби́рстей просия́вших, пе́сньми почти́м:/ ра́дуйся, пра́ведный Дании́ле,/ ма́нием Бо́жиим в Сиби́рь прише́дший/ и свя́тостью жития́ твоего́ ю́ просвети́вший.// Ты́ моли́ о на́с Преве́чнаго Бо́га.

Ин тропарь, глас 8

О́браз воздержа́ния и моли́твы свети́льник [6] яви́лся еси́,/ пра́ведне ста́рче Дании́ле,/ Сиби́рский наста́вниче и Бо́жий уго́дниче,/ Христа́ возлюби́л, ми́ра отре́клся еси́/ и бли́жним послужи́л еси́//, моли́ ны́не о чту́щих тя́ и любо́вию к тебе́ притека́ющих.

Ин тропарь, глас 4

В студе́ной земле́ Сиби́рстей усе́рдно подвиза́лся еси́,/ я́ко во гро́бе живы́й пребыва́л еси,/ е́же моли́тися Бо́гу пла́менне,/ пра́ведный ста́рче Дании́ле,/ возжига́й сердца́ на́ши любо́вию нетле́нною/ и моли́ ми́лостиваго Бо́га// спасти́ся душа́м наши́м.

Кондак, глас 2

Ору́жие и служе́ние в во́инстве земне́м на бра́нь духо́вную премени́л еси́/ и в Христо́ве во́инстве я́ко изря́дный моли́твенник [7] про́тиву пло́ти и страсте́й ору́жие воздви́гл еси/ и искуси́теля порази́л еси́, пра́ведне Дании́ле,// уго́дниче земли́ Сиби́рския.

Ин кондак, глас 4

В нево́ле челове́честей свобо́ду духо́вную обре́тший/ и на во́ле себя́ доброво́льно в темни́цу р'ади Христ'а обре́кший,/ и живы́й во гро́б спасе́ния ра́ди до вре́мени соше́дый/ и из гро́ба ми́ру пу́ть к Бо́гу освеща́яй,/ пра́ведне ста́рче Дании́ле,/ моли́твами твои́ми приведи́ на́с к жи́зни ве́чней и блаже́нней.

Литература

  • Касьянов В., прот. Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила. СПб., 1871
  • Сказание о старце Данииле, собранное иноком Парфением, со Св. горы Афонской из мон-ря вмч. и целителя Пантелеимона // Фаст Г., прот. Енисейск правосл. Красноярск, 1994. С. 143-172
  • Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 1996. Гл. 17.
  • Рус. паломник. 1911. № 19. С. 303-304
  • Фаст Г., прот. Сведения о мощах прав. старца Даниила // Он же. Енисейск правосл. С. 83-85
  • Жития сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1998. С. 199-204
  • Антоний (Черемисов), архиеп. О канонизации исп. и подвижника Енисейской земли старца Даниила Ачинского (Даниила Корнеевича Делиенко, 1784-1843) в лике местночтимых сибирских святых. О канонизации архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) в лике местночтимых сибирских святых, в красноярской земле просиявшего. Красноярск, 1999
  • Дмитрук А., прот. Патерик Сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 463-466.

Использованные материалы

  • Кочетов Д. Б. Даниил Ачинский // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 109-111
  • О жизни и подвигах старца Даниила Ачинского (из книги «Казанскому собору 175 лет») // страница официального сайта Ачинского благочиния
  • Служба праведному старцу Даниилу Ачинскому. Сост. протоиереем Геннадием Фастом // Тихий свет Зерцал. Жизнь и посмертная слава праведного старца Даниила Ачинского. - Красноярск: Енисейский благовест, 2006, сс. 69-83:



[1]  По официальному месяцеслову РПЦ.

[2]  По статье в Православной энциклопедии

[3]  "Άγιος Δανιήλ του Ασίνσκ", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/4247/saint.aspx.

[4]  "Преп. Даниiла Ачинскаго (1843)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/December-2019.pdf

[5]  По другим данным - Делие, Дёмин

[6]  В источнике: "светильниче" - звательный падеж вместо именительного, что является ошибкой.

[7]  В источнике: "молитвенниче" - звательный падеж вместо именительного, что является ошибкой.

Редакция текста от: 07.04.2021 07:48:35

"ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google