ВАСИЛИЙ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ), МОЖАЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Василий (Преображенский) (1854 - 1915), епископ Можайский, викарий Московской епархии.

В миру Преображенский Василий Хрисанфович, родился 25 декабря 1854 года в селе Круглом, Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Состоял в родстве со святителем Ниолаем Японским.

В 1872 году окончил Тамбовское духовное училище [1], в 1876 году - Тамбовскую духовную семинарию, а в 1880 году Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата-магистра. В этом же году назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии. В 1881 году утверждён в степени магистра богословия за сочинение Восточные и западные школы во время Карла Великого, их отношение между собою, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия.

10 июля 1883 года определён священником к церкви при Санкт-Петербургском 1-м кадетском корпусе и законоучителем корпуса.

В 1897 году возведён в сан протоиерея.

С 1906 года – помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы. Принимал деятельное участие, как член, в трудах епархиального комитета Православно-миссионерского Общества, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, комиссии по вопросам о соединении Церквей старокатолической с нашей Православной и другими.

Овдовев, он 1 марта 1908 года принял монашество, а 2 марта был возведён в сан архимандрита. 9 марта 1908 года последовала его хиротония во епископа Можайского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали митрополиты Санкт-Петербургский Антоний, Московский Владимир, Киевский Флавиан и другие епископы.

С ноября по 23 декабря 1912 года временно управлял Московской епархией, оставаясь викарным епископом Можайским.

11 мая 1914 года уволен на покой по болезни.

Скончался 6 октября 1915 года и был погребён в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, Московской губернии.

Будучи в сане протоиерея, почти четверть века был законоучителем кадетского корпуса и пользовался редкой любовью своих питомцев. Благостный, задушевный, простой, незлобливый, всем доступный, нищелюбивый, поразительно трудолюбивый, многоученый и учительный – таким знал его Петербург, таким был он и в сане епископа Можайского, таким и отошел в вечность. Он глубоко любил простой народ, льнул к нему душой, обладал редким даром влиять на сердца народные. Владыка Василий был глубоко чтим в Москве и называем «народным святителем».

Награды

Труды

  • Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия, магистерская диссертация, Санкт-Петербург, 1881.
  • «Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн», Внебогослужебные беседы, Москва, 1890.
  • Борьба за иконопочитание в Византийской империи, Москва, 1890.
  • Разделение Церкви на две половины - восточную и западную, Москва, 1891.
  • Фотий, Патриарх Константинопольский, Тысячелетие со дня кончины, Санкт-Петербург, 1892.
  • Св. Тарасий, Патриарх Царьградский и седьмой Вселенский Собор, Санкт-Петербург, 1893.
  • Преподобный Федор Студит и его время, Москва, 1896.
  • Святитель Стефан Пермский, Москва, 1896.
  • «Притчи Господа нашего Иисуса Христа», Внебогослужебные беседы (два выпуска), Москва, 1897.
  • Святые учителя веры и благочестия. 12 книг житий. Душеспасительное чтение на каждый день года, Санкт-Петербург и Москва, 1899-1908.
  • Чудеса Господа нашего Иисуса Христа, Москва, 1901.
  • Святой мученик Вонифатий, Санкт-Петербург, 1908.
  • История христианской Православной Церкви, Москва, 1908.
  • «Св. Алексий, митрополит всея Руси и чудотворец», Чтение для народа, Санкт-Петербург, 1909.
  • Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный, Москва, 1909 (1-й яп. перевод – Токио, 1910; 2-й – Токио, 1952).
  • «Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», Прибавление к «Церковному Вестнику», 1912, № 31, 1239.
  • Голос Церкви, 1912, июль, 33-49.
  • «Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Прибавление к «Церковному Вестнику», 1912, № 32, 1263.
  • Голос Церкви, 1912, август, 19-37.
  • «Жизнь Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Душеспасительные беседы, Сергиев Пасад, 1914.
  • «Поучение в день Пятидесятницы», Голос Церкви, 1912, апрель, 21-32.
  • «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел», Голос Церкви, 1912, май, с. 27-52.
  • «Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы», Голос Церкви, 1912, август-сентябрь, 25-33.
  • «Слово на день Воздвижения Честного и Живородящего Креста», Голос Церкви, 1912, сентябрь, 13-26.
  • «Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре (Лк. XVI, 19-31 ст.)», Голос Церкви, 1912, октябрь, 16-43.
  • «Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Голос Церкви, 1912, ноябрь, 36-51.
  • «Притча о званных на Вечерю», Голос Церкви, 1912, декабрь, 19-35.

Литература

  • Церк. Вед., 1908, № 11, 55.
  • -, 1912, № 34, 332.
  • -, 1913, № 48, 534.
  • Приб. к "ЦВ", 1908, № 10, 492-493.
  • -, 1908, № 11, 541.
  • -, 1912, № 48-49, 1964.
  • -, 1913, № 11, 507.
  • -, 1914, № 20, 932.
  • Моск. ЕВ, 1915, № 46-47.
  • Ист. Вестн., 1908, май, 265.
  • Русск. Инок, 1915, № 23, 1384, 1385.
  • Душесп. Чтение, 1915, № 6, 111, 112.
  • Булгаков, 1406.
  • НЭС, т. IX, стб. 658, 659.
  • БЭС, т. II, стб. 1898.
  • В. Г(линский), 47, 49.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 год, 18-19.
  • Заметки и дополнения Е. М., № 102.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники 1-го Тамбовского духовного училища, получившие высшее образование", Тамбовские епархиальные ведомости, 1887, № 18, с. 800.

Редакция текста от: 29.12.2014 08:53:30

"ВАСИЛИЙ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ), МОЖАЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google