ФЕОПАСХИЗМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феопасхизм (или теопасхизм, от θεός - Бог, Божество и πάσχω - претерпевать, страдать; буквально «богострадание») - монофизитская ересь, согласно которой в страданиях Спасителя страдало не только Его Божество, но даже и вся Святая Троица.

Патриарх Антиохийский Пётр Кнафей (конец V века), будучи монофизитом, сделал добавление к Трисвятому — «распныйся за ны» (ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς). Преемник Петра на антиохийской кафедре Каландион несколько оттенил, с целью смягчить его, выражение «распныйся за ны», поставив перед ним слова: «Христе царю». Вышеуказанные выражения были встречены с большим подозрением в среде православия и вызвали много споров и волнений. Впоследствии отсюда возникла новая ветвь монофизитства под названием феопасхитов.

Православные всегда настаивали на том, что Бог пострадал не божественной природой, а человеческой, тогда как монофизиты, для которых во Христе была только «одна природа Бога Слова», вынуждены были утверждать страдание божества, то есть божественной природы, которая, согласно разделявшемуся самими же монофизитами учению, не может страдать. Монофизиты видели в страдании божественной природы такой же логический парадокс, каким является воплощение Бога и всё остальное, что происходит для спасения рода человеческого. Православные с ними не соглашались: они видели тут не логический парадокс, а простую путаницу понятий [1].

В 536 году на Константинопольском соборе были осуждены еретики-феопасхиты, в числе которых были: патриарх Константинопольский Анфим I, Севир Антиохийский, Юлиан Галикарнасский:

"и переведен был в Константинополь Анфим еретик, епископ Трапезундский; в это же время Агапит, епископ Римский, прибыв в Константинополь, составил собор против нечестивого Севера, Юлиана Галикарносского и других феопасхитов, в числе которых и Анфим, епископ Константинопольский, как единомышленник их, был низвержен и прогнан после десятимесячного епископства" [2]

Много последователей феопасхитов было в Александрии в патриаршество Иоанна Милостивого (609-619 гг.) [3]

Феопасхитская прибавка к Трисвятому была осуждена на VI Вселенском соборе (691-692):

81. Понеже мы уведали, яко в неких странах, в трисвятой песни, после слов: святый безсмертный, в качестве дополнения, возглашают: распныйся за ны, помилуй нас; но сие древними святыми отцами, как чуждое благочестия, от сея песни отринуто, купно с беззаконным еретиком, нововводителем сих слов: то и мы прежде благочестно постановленное святыми отцами нашими утверждая, по настоящем определении, таковое слово в церкви приемлющих, или иным каким-либо образом к трисвятой песни примешивающих, анафематствуем. И Если нарушитель постановленнаго есть священнаго чина: то повелеваем обнажать его от священнаго достоинства, Если же мирянин, или монах, отлучать от общения церковнаго [4].

В своем комментарии прот. Валентин Асмус пишет: "формулировка правила не совсем ясна: отмечается, что вставка «чужда благочестия», при этом делается особый акцент на том, что вставка происходит из монофизитского источника, что само по себе еще не означает ее еретичности" [5].

Против ереси феопасхитов писали преподобный Анастасий Синаит («Путеводитель», гл. 12)[6], патриарх Константинопольский Никифор I («Обличение и опровержение»), преподобный Никита Стифат («Никиты, монаха и пресвитера Студийского монастыря, рассуждение против франков, то есть латинян»)[7], преподобный Исидор Пелусиот («24 Письмо к Феофилу»)[8]; Тимофей пресвитер Константинопольский («О способе принятия еретиков», сочинение вошло в Славянскую Кормчую)[9], особенно ревностно обличал феопасхитов патриарх Константинопольский Фотий (284 письмо: «Против содержащих ересь феопасхитов», 285 письмо, сочинение "Мириобиблион") [10], Евфимий Зигабен ("Догматическое всеоружие Православной веры")[11], Никифор Каллист Ксанфопул («Церковная история»)[12], Никодим Святогорец («Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников»)[13].



[1]  В. М. Лурье. Главы к учебнику по философии. Раздел 4. Глава 1. VI век: христианское богословие в лабиринтах метафизики - http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/grr/div4ch1.htm

[2]  Феофан исповедник. Хронография Часть 5 л. м. 6029, р. х. 529. - http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text6.phtml?id=10630

[3]  По житиям Димитрия Ростовского. 12 ноября (25 ноября) Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, примечание 4 - http://www.ispovednik.ru/zhitij/nov/nov_12_Ioann_Milostiviy.htm

[4]  81 правило 6 Вселенского собора Толкования Зонары, Аристина, Вальсамона - http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm#81

[5]  Вселенский VI собор. Православная энциклопедия, т. 9, с. 628-645 - http://www.pravenc.ru/text/160781.html

[6]  Jacques Paul Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. t 89, col. 196 Οδηγός ΚΕΦΑΛ ΙΒ’ - http://books.google.ru/books?id=1oxV1dlsdrEC&printsec=frontc...lse

[7]  Michel-1930, V. 2, S. 320-342 - https://docs.google.com/file/d/0B8lguUQQBfhXQWVEWlBNZXpCdkE/...i=1

[8]  Преподобный Исидор Пелусиот Письма том 1, письмо 24 - http://www.golden-ship.ru/load/i/isidor_pelusiot/pisma_tom_i...455

[9]  Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкования том 1 (под редакцией Бенешевича) 1906 год стр. 729 - http://txt.drevle.com/person/beneshevich.html

[10]  Патриарх Фотий Константинопольский Мириобиблион 108 «Феодор Александрийский против Фемистия» - http://remacle.org/bloodwolf/erudits/photius/theodore2.htm

[11]  Πανοπλία δογματική ΤΙΤΛΟΣ ΙΗ’ - http://books.google.ru/books?id=qyVKAAAAcAAJ&printsec=frontc...lse PG 130 col. 1092

[12]  ΕΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗΣ ΙΣΤΟΡΙΑΣ ΤΟΜΟΣ ΙΗ’ ΚΕΦΑΛ ΝΓ’ - http://books.google.ru/books?id=qpNBAAAAcAAJ&printsec=frontc...lse PG 147 col. 440

[13]  Νικόδημος ο Αγιορείτης «Εορτοδρόμιον» р. 398 http://books.google.ru/books?id=30dJAAAAcAAJ&pg=PA389&dq=%CE...lse

Редакция текста от: 28.07.2013 16:44:07

"ФЕОПАСХИЗМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google