ПАВЛИКИАНСТВО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Павликианство (павликанство, попликанство) (Παυλικιανοιί), секта, возникшая в Армении во второй половине VII в.

Учение

Павликианство является народной разновидностью маркионизма, объединенного с манихейством. Оно распространялось без письменной традиции в малоинтеллектуальной простонародной среде.

Источником своего учения павликиане признавали только Новый Завет, за исключением посланий ап. Петра. Ветхий завет и учение о Богородице отвергались.

Вероучение павликиан основано на неверно понятом учении ап. Павла. Павликиане различали благого Бога, или Небесного Отца, открывшегося в христианстве, и демиурга, сотворившего видимый мир и человеческие тела. Падение первого человека понималось как неповиновение демиургу и как следствие избавление от его власти и откровение Небесному Отцу. Христа павликиане понимали докетически, утверждая, что он прошел через Деву Марию как через канал. Святой Дух же невидимо передается только истинно верующим, т.е. павликианам.

Павликиане проповедовали радикальный дуализм, отрицая любую обрядность, церемонии, культовые сооружения, иконы, крест и крестное знамение, святых, таинства, церковную иерархию, посты, аскетизм, монашество. Из всех таинств были оставлены только крещение и евхаристия, причем осуществлялись они невещественным образом, в духе. Богослужение состояло исключительно из учения и молитв. Руководители сект принимали звание "учеников апостольских" и принимали имена реально существовавших апостольских учеников.

По отношению к нравственности павликиане доходили до большой суровости, хотя впоследствии замечаются и отступления от строгости нравов, и один из позднейших их вождей Баанес, за проповедь распутства был прозван ό ρ̀υπαρόζ («грязный»).

История

Основателем секты павликиан был Константин, родом из села близ г. Самосаты, где издавна существовала дуалистическая маркионитская община. Около 660 внимание Константина обратилось на послания ап. Павла, откуда он заимствовал ряд положений, связал их с собственными домыслами и стал энергично проповедовать. Он утверждал, что православная церковь допускает множество обрядов и элементов вероучения, не свойственных христианству как духовной религии.

Первым поприщем его деятельности была Кибосса в Армении, где он в ознаменование своей приверженности к учению Павла назвал себя Силуаном (имя известного сподвижника ап. Павла), а паству свою македонянами.

В 684 г. по приказу императора Константина Пагоната Константин Самосатский был схвачен и казнен. Однако в 687 г. павликанство вновь набрало прежнюю силу и размах. Его последователи, Симеон Тит, Павел, Гегнезий Тимофей, Иосиф Епафродит продолжали его проповедь, распространившуюся к VIII в. по всей Малой Азии и нашедшую центр свой в Панарее на Геллеспонте.

В IX веке масса евфратских павликан была переселена во Фракию. Сергий Тихик около начала IX в. внес значительные изменения в павликианство и получил наименование второго основателя секты.

Отвращение павликиан к иконам вызвало особое гонение на них со стороны обеих партий во время иконоборчества: особенно иконоборцы старались показать, что у них нет ничего общего с павликианами.

Жестокости Льва Армянина заставили многих павликиан, в том числе и Сергия, искать убежища в мусульманской части Армении, где эмир мелитенский водворил их в городке Аргауме; отсюда они часто, несмотря на протесты своего главы, делали опустошительные набеги на византийскую территорию.

После смерти Сергия в 835 община их получила республиканский строй, пока гонения при имп. Феодоре не увеличили их числа, дав им и способного полководца, и главу в лице Карвеаса. Секта продолжала расти и основывать новые поселения, из которых наиболее важное было Тефрика.

Во главе армии из павликиан и мусульман Карвеас не раз нападал на Византию и разбивал выходившие против него отряды. Хрисохир, его пасынок и наследник, прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, не сдаваясь ни на угрозы, ни на мирные обещания Василия Македонянина. В 871 он попал в засаду и был убит, а последователи его отброшены к их горным твердыням.

В 970 Иоанн Цимисхий сумел поселить большую колонию павликиан для охраны границы около Филиппополя во Фракии, где им была гарантирована религиозная свобода.

Здесь они в полной независимости жили около столетия, пока Алексий Комнин не наложил на них наказания за оставление его знамени в норманнскую войну. В 1115 император стал на зимние квартиры у Филиппополя, чтобы обратить их в православие силой оружия; непосредственно близ колонии павликиан был основан верный православию и императору город Алексиополь.

Секта павликиан, которую Вилльгардуэн называет попликанами, продолжала существовать во Фракии вплоть до начала XIII в., подобно евхитам, потом богомилам, которые также привлечены были терпимостью Цимисхия. Ответвления павликиан появились и в Италии, и во Франции под названием булгар, патаренов, катаров и альбигойцев.

Современные ученые часто связывают павликан с армянскими адопционистами.

Использованные материалы

Редакция текста от: 02.09.2007 02:11:41

"ПАВЛИКИАНСТВО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google