КОЖЕЕЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Кожеезерский монастырь
Кожеезерский монастырь
Кожеезерский (Кожеозерский) мужской монастырь в честь Богоявления Архангельской епархии.

Монастырь расположен на Лопском полуострове, на Кожем озере, в 110 км от Онеги. Так-как дорог нет, добраются до обители часто на вездеходе или вертолетом. Существует также несколько возможных походных маршрутов (данные 2001 г. [1]):

  • На Мурманской электричке до ст. Нименьга, от Нименьги каждое утро ходит вахтовка (автобус с лесорубами) до Нименгской вахты, от вахты идёт тропа до монастыря – самый краткий пешеходный путь (30 км)
  • На Архангельском поезде до ст. Порог, оттуда добраться до посёлка Усть-Кожа, оттуда недалеко идёт старая монастырская дорога - наиболее удобная для хотьбы, но и наиболее длинна (80 км), причём в одном месте надо перебираться через реку Кожу
  • На Архангельском поезде до ст. Порог или Вонгуда, оттуда до Шомокши (на катере/лодке – летом, на снегоходе – зимой), от Шомокши – до монастыря (дрезина/лесовоз/вездеход и пешком – летом, снегоход – зимой; у местных жителей имеется техника)

История

Монастырь был основан в 1560-х годах. В то время к подвизавшемуся тут в полном уединении священноиноку Нифонту присоединился обратившийся в Православие казанский мурза, принявший в монашестве имя Серапиона. Слава о подвигах пустынников быстро распространилась и привлекла к ним других иноков, ревнующих о духовном совершенстве. При Кожском озере образовалось значительное общежитие - монастырь в честь Богоявления Господня. Видя умножение братии, Нифонт поручил их Серапиону, а сам отправился в Москву для сбора пожертвований и для исходатайствования разрешения на устройство монастыря. Однако, прибыв в Москву, Нифонт вскоре скончался и был погребен в одном из монастырей. После этого с просьбой об устроении обители и пожаловании ей земли в Москву отправился Серапион. В 1585 году царь Феодор Иоаннович пожаловал новоустрояющемуся монастырю грамоту об отводе ему земель, а митрополит Дионисий благословил устроение обители. По возвращении из Москвы Серапион с братией ревностно принялись за создание обители - расчистили для пашни лес и соорудили два храма: в честь Святого Богоявления и во имя святителя Николая. Святой патриарх Иов дал преподобному Серапиону святые антиминсы.

Духовная жизнь в обители быстро развилась под началом святых Серапиона и его ученика - Антония-Авраамия. В монастыре некоторое время в 1640-х настоятельствовал игумен Никон, впоследствии патриарх Московский.

В 1758 году обитель была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю, а затем вовсе упразднена секуляризационной реформой в 1764. Вместо неё был открыт сельский приход.

Возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 году, с целью борьбы с расколом. По указу Святейшего Синода он был сначала приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу 1853 года стал самостоятельным монастырем. В обители был введен общежительный устав, настоятель носил сан архимандрита. В Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах Кожеезерский монастырь сделался источником христианского просвещения и оплотом Православия против царящего здесь раскола. В этот период в обители было три храма. При этом, ввиду удаленности от населенных мест, суровости климата и малой производительности земли монастырь был довольно беден и существовал главным образом на пожертвования благотворителей.

Вскоре после революции, в 1918 году, группа крестьян из соседнего села Кривой Пояс решили примкнуть к большевикам, после чего разгромила и разграбила обитель, убив настоятеля Арсения и нескольких других насельников. Оставшиеся в живых покинули опустевшую обитель [2].

Монастырь был изъят у Церкви и в нём была устроена коммуна. Затем тут разместился поселок ссыльных "Кожпоселок," который был расформирован в 1954 году. С того времени на Кожеострове лишь время от времени жили лесники.

С начала 1990-х годов пошли разговоры о возврате монастыря верующим. В 1997 году в обители был воздвигнут поклонный крест. В следующем году появились первые насельники - двое монахов из Оптиной пустыни и послушник. Наконец, в 1999 году монастырь был официально возобновлен. Оптинские монахи впоследствии покинули монастырь, но послушник Михей (Разиньков) на 2001 год стал иеромонахом-настоятелем. Он и возглавил восстановление обители, начиная с надвратной церкви.

Богоявленская обитель с того времени стала одной из самых труднодоступных действующих обителей в России. Монастырь был лишен электричества и связи, постоянно испытывал недостаток в трудниках. Все необходимые работы - хлебопечение, работа на огородах (выращивание картофеля, свеклы, моркови, томатов, огурцов, лука, чеснока), рыбная ловля, сбор грибов и ягод, уход за лошадьми - выполяли по большей части сами насельники. Многие монахи приходили сюда, но почти все очень быстро покидали монастырь из-за трудностей здешней жизни.

Храмы

Ныне в обители действует надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

До революции в обители было три храма:

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы каменный, с двумя приделами.

Храм во имя святого Иоанна Предтечи также каменный, переделанный из часовни над гробницами преподобных Серапиона и первого игумена монастыря Антония-Авраамия. Мощи их почивали под святым престолом церкви. Ныне храм разрушен.

Храм в честь Богоявления Господня деревянный. Здесь под спудом покоились нетленные мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

Настоятели

Святыни

В Иоанно-Предтеченской церкви в предреволюционный период находилась местно-чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери. Каждую субботу перед ним пелся акафист.

Использованные материалы



[1]  http://www.pravoslavie.ru/put/kozheozerskij.htm

[2]  Подробно см. Санакина, Т. А., "Погром в Кожеозерском монастыре в 1918 году," официальный сайт Архангельской епархии, 17 апреля 2006, http://arh-eparhia.ru/articles.php?id=7780

Редакция текста от: 06.10.2013 17:46:05

"КОЖЕЕЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google