Мц. Афра Аугсбургская |
Сохранившиеся Деяния (Acta) Афры объединяют «Мученичество св. Афры» (Passio Afrae) в краткой редакции (VII в.), восходящее к оригиналу конца IV - начала V в.; возникшие на его основе в VIII в. «Обращение св. Афры» и пространную редакцию «Мученичества» (Conversio et Passio Afrae).
Имя Афра, как полагают, происходит от латинского слова africa, что значит «африканка», либо восходит к античному греческому имени Афродита.
Согласно «Обращению», семья Афры переехала в г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург) с Кипра. Там Афра была посвящена матерью Иларией богине любви Венере. Во время гонений императора Диоклетиана еп. Нарцисс Жеронский бежал в Аугсбург и нашел убежище в доме Афры. Он обратил в христианство саму Афру, ее родственников и слуг, а также рукоположил во пресвитера (согласно др. редакции Деяний, во епископа) для новой христианской общины ее дядю Дионисия (Зосиму) Аугсбургского.
В пространной редакции «Мученичества» говорится о том, что христианка Афра, отказавшаяся принять участие в языческих обрядах и отречься от своей веры, была заживо сожжена на одном из небольших островов на р. Лех, после казни ее тело было найдено служанками невредимым.
На следующий день ее мать и 3 служанки, Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия), погребли тело мученицы в склепе в 2 милях от города. По доносу они были схвачены. Отказавшись участвовать в языческом жертвоприношении и открыто исповедав христианскую веру, женщины приняли мученическую смерть. По приказу судьи они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена Афра (предполагаемая могила мученицы находится в базилике святых Ульриха и Афры на месте современной капеллы св. Готхарда).
В ряде древних источников, в т. ч. в Иеронимовом мартирологе, в один день с памятью Афры отмечалась память Венереи, мц. Антиохийской, имя которой было неправильно истолковано как прозвище Афры (служительница Венеры). Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что Афра до своего обращения была блудницей. Во многих мартирологах и в аугсбургских календарях XI в. (1010, 1050, 1100) отмечено, что Афра почиталась как дева (virgo).
Легенда об Афре была достаточно широко известна в Западной Европе в средние века, существует также ее армянская версия, сложившаяся предположительно в эпоху крестовых походов, в конце XII в. В Житии св. Мартина, написанном Венанцием Фортунатом, еп. Пуатье (565), упоминается гробница Афры в Аугсбурге, ставшая местом паломничества [2]. Около 800 г. там возник монастырь регулярных каноников (до 1006 служил местом захоронения аугсбургских епископов) и над могилой Афры была сооружена церковь в ее честь. В 1012 г. Бруно, еп. Аугсбургский, передал монастырь ордену бенедиктинцев.
Гробница святой Афры, фотография с сайта pravoslavie.ru |
Почитание Афры было распространено по всей Южной Германии, в немецких Альпах и в Эльзасе, в Кёльне, в Майсене, а также во Франции (в Ле-Мане), в Голландии и Дании.
В 2006 году общее собрание Берлинской и Германской епархии РПЦ МП объявило о возобновлении местного почитания мученицы Афры православными.
Литература
- ActaSS. Aug. T. 2. P. 39, 55-58;
- Ruinart. Acta. Р. 482-484;
- MartHieron. P. 423; MartRom. P. 324;
- Conversio et passio Afrae // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 41-64;
- Passio Afrae // MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 192-204 (краткая редакция).
- Bigelmair A. Die Afralegende. Dillingen, 1910;
- BHL. Suppl. P. 107-109;
- Riedner O. Der geschichtliche Wert der Afralegende. Kempten, 1913;
- Hartig M. Das Benediktiner-Reichsstift St. Ulrich und Afra in Augsburg. Augsburg, 1923;
- Rosenfeld H. Alamannische Ziukult und SS. Ulrich- und Afra-Verehrung in Augsburg // Archiv f. Kulturgeschichte. 1955. Bd. 37. S. 306-335;
- Zoepfl F. Die hl. Afra von Augsburg // Bavaria Sancta. 1970. Bd. 1. S. 51-58;
- Die Ausgrabungen in St. Ulrich und Afra in Augsburg. 1961-1968 / Hrsg. J. Werner. Münch., 1977. 2 Bde. (Münchener Beitr. zur Vor- und Frühgeschichte; 23);
- Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankreich: Kultur und Gesellschaft in Gallien, den Rheinlanden u. Bayern am Beispiel der monastischen Entwicklung (4. bis 8. Jh.). Darmstadt, 1988. S. 334-336;
- http://www. ulrichsbasilika.de [Электр. ресурс].
Использованные материалы
- Е. В. Казбекова, О. В. Лосева. Афра. Православная энциклопедия, т. 4, с. 182-183
- Анатолий Холодюк. Христианские святыни Аугсбурга.
[1] В Мартирологе Иеронима - 7 августа, в Римском мартирологе - 5 августа
[2] Vita S. Martini // MGH. AA. T. 4. P. 368