ПАВЕЛ (КОНЮСКЕВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Павел (Конюскевич), митрополит Тобольский
Павел (Конюскевич), митрополит Тобольский
Павел (Конюскевич) (1705 - 1770), митрополит б. Тобольский и Сибирский, святитель

Память 4 ноября, в Соборах Галицких, Киевских и Сибирских святых

В миру Конюскевич или Конюшкевич Петр, родился в 1705 году в городке Самборе, в Галиции, в семье богатого мещанина.

Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии.

По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики.

В 1733 году пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. 5 декабря 1734 года был рукоположен во иеродиакона, 1 января 1740 года - во иеромонаха.

Весной 1740 года был назначен "шафарем дорожным" (заведующим экономической частью) в свиту архимандрита Златоверхого Михайловского монастыря Тимофея (Щербацкого), направлявшегося в Москву. Отчетность молодой эконом вел с аккуратностью: каждая копейка, каждый подарок, которыми, по обычаю того времени, Щербацкий наделял, по прибытии в Москву, высокоименитых особ, - все это тотчас же до мелочей вносилось в шнуровую книгу:

"В осьми флягах, чотырех квартовых, чотырех полуквартовых, в посрединки ящик с румками, подснодом с пукаликом, и з двома сулейками до оливу и оцту, или соку, а фляшки резания с позолотою Герцогу (т. е. Бирону). Такое только незолоченое резание князю Черкасскому. Такое ж графу Остерману. Такое ж фельдмаршалу (т. е. Миниху). Такое ж светлейшему князю Гессенганбургскому. Такое ж величиною, только гладко шлифование фляша Андрею Ивановичу Ушакову. Квадратное в шести фляшах разных квартовых Петру Васильевичу Курбатову".

В этом же году был назначен проповедником Московской Славяно-Греко-Латинской академии.

18 февраля 1744 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. Во время его управления монастырем были возведены многочисленные постройки по набережной линии и южная ограда монастыря.

На Тобольской кафедре

23 мая [1] 1758 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. Поздно вечером 20 ноября прибыл в Тобольск.

Заботился о просвещении народа через пастырей, а потому прежде всего обратил внимание на усовершенствование семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс, и сам непосредственно наблюдал за преподаванием. Пригласил в семинарию, в качестве наставников, двух ученых киевских иеромонахов - Савватия (Исаевича) и Вениамина (Белковского).

При нем было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах и открыто несколько приходов. Священно-церковнослужителей назначал с особенной разборчивостью и знанием.

По ходатайству митрополита Павла, указом Св. Синода от 20 февраля 1764 года в качестве миссионеров среди сибирских инородцев были утверждены протоиереи о. Никита Арамильский и о. Михайловский.

В 1761 году был обвинен в посылке военных команд для применения суровых мер к раскольникам, усилившим в своей среде самосожигательство. Как выяснилось впоследствии, команды эти были учреждены Сибирским правительством. Историк А.К. Недосеков предполагает, что донос на преосвященного был послан иеромонахом Савватием (Исаевичем).

В течение девятилетнего периода управления епархией на митрополита Павла поступило в Синод свыше 30 жалоб, в которых деятельность его рисовалась черными красками: строгость его в отношении к подчиненному клиру граничила с жестокостью, находящихся под следствием он держал при архиерейском доме в тягчайших работах, вдовых священников и причетников насильно постригал в монашество, мало-мальски провинившихся "чрез побои жестоко наказывал". Администрация тоже жаловалась на непорядки в деле просвещения христианством сибирских инородцев, которых часто крестили насильно, иногда спаивали и потом преследовали за мнимое ренегатство. [2].

Митрополит Павел выступил с протестом по поводу секвестра монастырских имений, что, возможно, и явилось причиной увольнения его на покой. По мнению некоторых историков [3], причиной увольнения стали вышеуказанные жалобы.

Увольнение на покой

Синодский указ сначала один, затем другой потребовал немедленного прибытия митрополита Павла в Петербург, но митрополит даже не отвечал на призывные указы.

На заседании Синода 22 июня 1767 года Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов) уже объявлял: "митрополит Павел ни по первому, ни по второму указу о вызове в Петербург не едет, а продолжает жить в Тобольске и управлять своею епархиею".

По сведениям А.К. Недосекова, в этом же году был присужден Синодом к снятию архиерейского сана [4].

На заседании 22 марта 1768 года Св. Синод, исполняя волю императрицы Екатерины II, выраженную синодальным обер-прокурором И.И. Мелиссино, постановил: "преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому, подтвердить указом, буде его преосвященство, в исполнение Ее Императорского Величества повеления по посланным двум указам, из Тобольска по ныне еще не выехал, то Св. Синод ныне последний уже термин полагает, чтоб непременно в путь отправился с получения того указа в неделю; а буде и за сим отправкою своею в путь медлить будет, то находящемуся в Тобольске господину губернатору оного преосвященного выслать из Тобольска без всяких отговорок. О чем и к нему, господину губернатору, послать указ".

Преосвященный Павел, не дождавшись указа, 2 апреля 1768 года прибыл в Москву. На шестой день своего приезда он отправил в Синод следующее донесение:

"По присланным мне из Св. Синода, прошлого 1767 года июня от 26 и октября 10 чисел, Ее Императорского Величества указом велено мне быть в Москве. Почему я, учиня по долгу распоряжения и здравием, коим весьма слаб, поправясь, имел непременное намерение отправиться декабря в последних числах тогож года в путь, только за продолжающеюся болезнию, до 11 января нынешнего 1768 года, выехать никак было не возможно; а со оного отправившись, с возможною поспешностию старался прибыть в Москву и явиться к Вашему Святейшеству, только от умножившихся в дорожнем беспокойствии во мне болезней, по коим в Екатеринбурге принужден был жить три недели и пять дней и, еще не совсем выпользовавшись, по выезде в дороге различные имел припадки: а ныне 2 апреля прибыл в Москву и по учиненной мне от конторы Св. Синода повестке апреля же 7 дня явился во оной конторе, где о ожидании мне в Москве от Вашего Святейшества указ объявлен. А как я ныне, наивящщую по усилившимся во мне болезням слабость моего здравия ежедневно чувствую, и по старости лет моих к выпользованию оных мало надежд заключаю, почему к правлению епарших дел нахожу себя не в состоянии. - Того ради Ваше Святейшество всепокорнейше прошу за старостью и слабостью моего здравия от епархии и от правления епарших дел в Киево-Печерскую лавру на обещание увольнении, и о сем моем прошении учинить милостивое рассмотрение".

Будучи снова отправляем на Тобольскую кафедру, категорически заявил: "возвратиться на епархию я не могу, как лишенный оной по приговору Синода; то пусть отошлют меня в святую Киево-Печерскую лавру, в которой я принял обет послушания тамошнему настоятелю" [5].

В июле 1768 года [6] по указу Екатерины II был уволен на покой (сослан, по Недосекову) в Киево-Печерскую Лавру.

Отправлявшемуся из Петербурга митрополиту императрица пожаловала 1000 рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождающим митрополита. Наместник Лавры предложил святителю: "Примите этот дар, по крайней мере, для святой Лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное". Павел спросил: "А що ты устроищь, отче, на сей огонь?", - Наместник ответил: "Позолотим чрез огонь церковные главы". - "Се добре", - отвечал Павел. Деньги были приняты.

На покое святитель жил со смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого.

Скончался 4 ноября 1770 года в Лавре. Погребен в Великой церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным.

Почитание и прославление

У гроба святителя совершаются многие чудеса: получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что св. Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками.

Сохранилась собственноручная запись митрополита Евгения (Болховитинова) о явлении ему митрополита Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью Лавры и приказано перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором:

"12 июня 1827 г. доложили мне, что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее во гробе, поверх земли, и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным. Почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но в тот день не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились и вошел неизвестный муж светом озаренный, в архиерейском облачении с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно дрожали. Явившийся сказал мне: "Чи дасы нам почываты, чи ни? Не дасы нам почываты, не дам тебе и я николы почываты!". Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне преположил осмотреть, и по снятии крыши увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобзал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте".

В 1999 году при восстановлении Великой церкви обнаружено захоронение святителя, тогда же его нетленные мощи перенесли в Дальние пещеры, где они пребывают и поныне.

22 июня 2008 года состоялось его общецерковное прославление в лике святых, совершенное в Киево-Печерской лавре сонмом святителей во главе с Киевским митр. Владимиром.

Оценки

Митрополит Павел обладал даром поучения, административными способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли.

Был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства; для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от Церкви.

Высказывается и такое мнение, что он "был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям", но в то же время "человеком высокого ума" и что "в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем".

Труды

  • Записки (веденные по дороге в Петербург в 1740 г.).

Литература

  • Краткое показание о бывших в Сибири воеводах. - Тобольск, 1792.
  • Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. - М., 1807-1815, ч. 1, с. 112.
  • Словцов П.А. Историческое описание Сибири, 1844, т. 2.
  • Парфений, игумен. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой Земле пострижника Святые горы Афонския инока Парфения. - М., 1855, ч. 1, с. 187.
  • Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. - М., 1855, с. 213.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем - Академией: в 2 т. - Киев, 1856. - Т. 2, с. 59-62.
  • Макарий (Миролюбов), епископ. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. - М., 1858, с. 97.
  • Абрамов Н. А. Павел II Конюшкевич, митрополит Тобольский и Сибирский // Странник. - Спб., 1868, № 4, апрель, с. 59-78.
  • Киевские епархиальные ведомости. - 1868, №12.
  • Черниговские епархиальные ведомости. - 1868, №8.
  • Толстой М. В. Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. - М., 1870, № 2, с. 158-168.
  • Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 97.
  • Православный собеседник. - Казань, 1875, апрель, с. 392-418.
  • Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 47, 318.
  • Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1876, июнь, с. 292. - 1879, май, с. 32; сентябрь, с. 30-34.
  • Козырев А. Краткие сведения о Павле, митр. Тобольском. Киев, 1880, 2-е изд.
  • Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. - 6-е изд. - Киев и СПб., 1881, с. 191.
  • Сулоцкий А.И. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
  • Сулоцкий А.И. Краткая История Тобольской и Томской еп. // "Иркутские епархиальные ведомости", 1881, с. 435, 436.
  • Недосеков А. Последний Тобольский митрополит Павел Конюшкевич // Тобольские епархиальные ведомости. - 1882, неоф. ч., № 23-24, с. 475-489.
  • Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032- 1882 гг. - Иркутск, 1883.
  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884. - Кн. 2, № 41.
  • Памятная книжка Тобольской губернии. - Тобольск, 1884.
  • Душеполезные размышления. - М., 1878-1887; 1884, с. 358-362.
  • О заказных латинских и славяно-русских школах в Тобольской губернии с 1759-1818 гг. // Иркутские епархиальные ведомости. - 1885, №20.
  • Пекарский П. П. Бумаги императрицы Екатерины И, хранящиеся в государственном архиве министерства иностранных дел: в 5 т. - СПб., 1871-1885. - Т. 2, с. 275-276.
  • Енисейские епархиальные ведомости. - 1887, № 18, с. 222-226.
  • Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 54.
  • Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. - Тобольск, 1888. См. также: Тобольские епархиальные ведомости. - 1888, № 7 и 8.
  • Исторический вестник. - СПб., 1888, январь, с. 180-186.
  • Андриевич В. К. Сибирь в царствовании императрицы Екатерины И. - Одесса, 1889, ч. 2.
  • Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. - М., 1889, с. 172.
  • Мамаев. Список духовных и светских начальников Тобольской губернии // Тобольские губернские ведомости. - 1890, с. 57.
  • Львов А. Н. Архивные данные по делу преосвящ. П. Конюшкевича // "Христианское Чтение", 1891, № 9-10, с. 251 - 265.
  • Церковный вестник. - СПб., 1891, № 33, с. 517.
  • Иконников В. П. Конюшкевич, митроп. Тобольский // "Русская Старина", 1892, январь-март, с. 697 - 705.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 97.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 723.
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. - СПб, 1905, ч. II, с. 172-181.
  • Косаткин В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. - Владимир, 1906, с. 41.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 22-а (кн. 44), с. 546.
  • Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 290, 570.
  • Злоско В., священник. Жизнь и чудеса св. Павла Конюшкевича, митрополита Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской лавры. - Киев, 1908.
  • Монастырь. - Нижний Новгород, 1908, № 4, с. 31.
  • Православный собеседник. - Казань, 1911, март, с. 86.
  • Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 6, с. 413.
  • Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. - Сергиев Посад, 1897-1911. - Т. 4, 6, с. 351.
  • Германов. На Афон и св. Землю. - М., 1912, ч. 1, с. 37.
  • Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912. - Т. 11, с. 50-59; доп. т. 2, с. 324-356.
  • Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. - СПб., 1913, с. 202.
  • Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1415.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 13, с. 66-68.
  • Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. - М., 1914, с. 651.
  • Русский инок. - 1914, № 9, с. 553-555; № 17, с. 995-1002; № 19-20, с. 1060-1065; № 21-22, с. 1172-1178; № 23-24, с. 1252-1272.
  • Поселянин Е. Стоятель за правду // "Русский паломник", 1915, № 8, с. 118-122.
  • Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. - Петроград, 1916, с. 470.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1729, 2167.

Использованные материалы



[1]  По данным сайта Русское Православие. По Недосекову - 5 мая.

[2]  Статья словаря Брокгауза и Ефрона, автор которой - К.Х. - ссылается на труд А. Львова Архивные данные по делу преосвященного П. Конюшкевича // "Христианское Чтение", 1891, сентябрь - октябрь.

[3]  Ст. словаря Брокгауза и Ефрона.

[4]  Указ. сочин., с. 488.

[5]  Недосеков А.К. Указ сочин., с. 488.

[6]  По данным А.К. Недосекова. По данным ortho-rus - 11 января, но в этот день митрополит только выехал из Тобольска (см. донесение в Св. Синод от апреля 1768 года).

Редакция текста от: 17.11.2014 11:30:30

"ПАВЕЛ (КОНЮСКЕВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google