Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН II НОВГОРОДСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Илия, в схиме Иоанн, Новгородский
Свт. Илия, в схиме Иоанн, Новгородский
Илия, в схиме Иоанн (+ 1186), архиепископ Новгородский и Псковский, святитель

Память 7 сентября в день кончины, 1 декабря в честь обретения мощей, и в Соборе Новгородских святых [1]

В миру Иоанн, родился в Новгороде от благородных и благочестивых родителей Николая и Христины. Он был воспитан в любви ко Господу и страхе Божием, детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

По достижении совершеннолетия был рукоположен Новгородским епископом святителем Аркадием во священника к церкви священномученика Власия.

Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илии [2]. Жизнь в монастыре вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве и вскоре стал известен всему городу за свою благочестивую жизнь.

По призванию народа [3] он вступил в управление Новгородской кафедрой. Возможно это случилось уже в 1162 году [4]. 28 марта 1165 [5] года митрополитом Киевским Иоанном он был рукоположен во епископа Новгородского и первый из Новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода.

Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г.
Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г.
Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви во имя Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители женская Предтеченская и мужская Благовещенская. Основание последней обители было давним желанием святителя и его брата, также будущего святителя, Гавриила.

В 1170 году на войну с Новгородом выступило суздальское войско вместе с объединенной ратью удельных русских князей. После трехдневной осады, во время которой во всем городе служили службы, а сам владыка неотступно полился перед образом Спасителя, 25 февраля ему был глас от иконы, повелевший вынести на городскую стену икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня Так и было сделано, поле чего враги пришли в замешательство и бежали, избавив город от разгрома. В честь этого чуда святитель установил на 27 ноября праздник почитания этой святой иконы, с тех пор названной Знамение (см. подробнее).

Как добрый отец, он первым озаботился о беспомощной нищете, бедных семьях Новгородской земли, разоренных прошедшим нашествием и терпевших голод, и щедро подавал помощь несчастным. Святитель был противником междуусобной войны и, после одержанной победы, убедил новгородских князей просить мира у великого князя Андрея Боголюбского. В 1172 году он сам поехал во Владимир миритья с благоверным князем Андреем.

Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых. В 1179 году святитель совместно со своим братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им мужской обители, средства для достройки которого чудесно послала Сама Царица Небесная - по неотступной молитве святых братьем, Она предсказала во сне, что подаст все необходимое, а на следующее утро они прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом, который исчез тотчас после того как они сняли мешки. В 1182 году был построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими. В 1184 году построен каменный храм на Опоках. Кроме того, им построены еще храмы: во имя своего покровителя пророка Илии, во имя трех отроков Вавилонских, препоподобного Феодора Студийского, праведного Лазаря.

Святитель более всего заботился о духовном просвещении народа. Большое внимание он уделял духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений.

Его жизнь по-прежнему протекала в непрестанных подвигах поста и молитвы и в тех же неусыпных заботах о вверенной ему пастве, которая постоянно была волнуема гражданскими смутами.

За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал святителю власть над бесами. Однажды, когда он по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. Однако, в одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться: он стал подбрасывать в келию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: "Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?" Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к Волховскому мосту. Там его спустили на плот без весел, и представили течению воды нести куда угодно, недостойного по их мнению, архипастыря. Но к удивлению всех, плот поплыл не по течению, а против течения реки к Юрьеву монастырю, стоявшему в трех верстах от города. Иноки монастыря с честью встретили приставшего к их берегу архипастыря. А новгородцы, пораженные чудом, осознали свою неправоту и со слезами просили святителя простить их и возвратиться на кафедру. Незлобивый святитель простил всех и возвратился в Новгород.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Удрученный летами, изнуренный трудами и, чувствуя приближение смерти, святитель Илия был пострижен в схиму с прежним (мирским) именем Иоанн. Под этим именем он впоследствии и прославился. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория. Скончался святой Иоанн 7 сентября 1186 года, погребен в Новгородском Софийском соборе.

В 1439 года во время ремонта храма со стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы над гробом святителя. В присутствии архиепископа Евфимия приподняли доску в образовавшемся отверстии и тотчас вся церковь наполнилась благоухания. Святитель Евфимий, наклонившись над гробом, увидел неизвестного святителя в схиме, которого не коснулось тление. Имя святителя не было известно, т. к. надписи на крышке не было. Тогда архиепископ усердно помолился Господу, чтобы ему было открыто имя святого. После усердной молитвы, ночью на 4 октября явился ему во сне муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. Тогда же святитель Иоанн указал совершать в этот день сугубую панихиду погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским - так началось празднование соборной памяти Новгородских святителей.

Мощи святителя открыто почивали в Новгородском соборе. Общецерковное прославление святителя Илии-Иоанна Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1629 году митрополит Новгородский Киприан установил празднование 1 декабря в честь обретения мощей святителя Иоанна.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград, / имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, / яко солнечныя лучи испущающия, / и подающия исцеления притекающим с верою к раце мощей твоих; / молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения / и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, / святителю Богомудре и чудоносче, / небесный человече и земный ангеле, / да сошедшеся любовию в память твою, / светло празднуем в песнех и пениих радующеся, / и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, / и Великому Новуграду заступление и утверждение.

Ин тропарь, глас 4

Господи Боже наш, / творяй присно с нами по Твоему смотрению, / не отстави милости Твоея от нас, / но молитвами святителя Твоего Иоанна / в мире устрои живот наш.

Кондак, глас тойже

Возвеселися явленно, честная Церковь Христова, / в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, / от Великаго Новаграда возсиявшаго, / и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, / и всеми добродетельми украсившагося. / И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, / источающее велия чудеса; / темже зовем ему: / о всеблаженне, / моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Труды

Архиепископу приписываются:

  • 28 правил, данных в разрешение вопросов Кирика - изд: "Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц," Памятники древнерусского канонического права, СПб., 1880, ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 21—62.
  • "Прибавление к Уставу о причащении, написанное вместе с неизвестным епископом Белгородским," Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем, М., 1821, 219—224.
  • "Поучение [попам]", Павлов, А., "Неизданный памятник русского церковного права XII века," Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1890, октябрь, 275—300.

Известно до 30 поучений святителя, среди них - О Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии.

В своем первом архипастырском послании к духовенству, архиепископ наставлял пастырей такими словами:

"В начале слова моего я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. На кающихся не налагайте тяжких епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых некнижных людей?.. На сирот епитимий не налагайте... Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко..." [6]

Его наставления к инокам исполнены духовного величия. Святитель пишет:

"Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте - и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание - гневу, смерть - жадности к деньгам, гроб - хапанию... Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному... от славы человеческой рождается высокоумие..." [6]

Литература

  • Тихомиров, П. И., прот., Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе, Новгород, 1891, т. 1, 77—102.
  • Тихомиров, П. И., прот., Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери, Новгород, 1902, 14, 16—19.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, М., 1873, 63, 64, 243.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т., СПб., 1864—1886, т. 3, 33—34; т. IV, 260.
  • Протопопов, Д. И., Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т., М., 1884—1885, т. 9, 110—117.
  • Поселянин, Е., ред., Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви (приложение к журналу Русский паломник, 1908) СПб., б. г., сентябрь, 55.
  • Краснянский, Г., свящ., Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих, Новгород, 1876, 121, 122.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, 2-е изд, Владимир, 1901-1902, т. 2, 237.
  • Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 т., 3-е изд., СПб., 1911, т. 1, 1016—1018, 1019—1023, 1270, 1273.
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1406.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 33.
  • Эрисов, Д. А., Яковлев, М. Л., сост., Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых, 2-е изд., СПб., 1862, 114—115.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии, СПб., 1882, 247—249.
  • Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 18.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн., 3-е изд., СПб., 1884, № 37, 37, 38.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 185.
  • Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем, М., 1821, 168, 200, 212, 223.
  • Полное собрание русских летописей: в 24 т., СПб., 1841—1921, т. 3, 13—19, 112—113.
  • Исторический вестник, СПб., 1885, декабрь, 35; 1893, май, с. 465; 1896, январь, 205; 1900, октябрь, 250, 253.
  • Жиганов, Е., "Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский," Журнал Московской Патриархии, М., 1968, № 9, 72—76.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т., изд. Сойкина, П. П., СПб., б. г., т. 1, 1090.
  • Лопухин, А. П., Глубоковский, Н. Н., ред., Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т., СПб., 1900—1911, т. 6, 892.
  • Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896—1913, т. 8, 90.
  • Творогов, О. В., "Иоанн," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987, вып. 1, 208—210.
  • Дмитриев, Л. А., "Житие Иоанна Новгородского," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 514—517.

Использованные материалы

  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • "Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский" // Православие.Ru
  • "Иоанн, архиепископ новгородский," Большая биографическая энциклопедия:
  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
  • Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 22-23.



[1]  По некоторым данным - также в Соборе Новгородских святителей.

[2]  По иным данным, приведенным на http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm, он принял монашество в основанной им, вместе с братом Благовещенской обители. Это, однако, противоречит сведениям о дате основания этого монастыря.

[3]  В своем первом послании клиру епархии святитель указывает что "вы сами побудили меня на это служение." Цит. по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

[4]  По http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

[5]  По датировке издания Щапова. По http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6356 это произошло 28 марта 1166

[6]  Цит. по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

Редакция текста от: 11.10.2018 21:08:29

"ИОАНН II НОВГОРОДСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google