Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРОФЕЙ (ЛОБАЧЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иерофей (Лобачевский), викарий Острожский. Прижизненный портрет
Иерофей (Лобачевский), викарий Острожский. Прижизненный портрет
Иерофей (Лобачевский) (1783 - 1871), епископ Острожский, викарий Волынской епархии, святитель

Память 17 апреля (Ровен.)

В миру Яков Федорович Лобачевский, родился 24 марта 1783 года в городе Ковель Волынской губернии, в то время входившей в состав Речи Посполитой. Его отец Феодор Лобачевский был униатом и служил вторым священником в Крестовоздвиженском храме. Хотя уния весьма жёстко насаждалась светскими властями, отец Феодор тяготел к православию. Внешне это выражалось в том, что он старался соблюдать все православные обычаи, носил бороду, одевался в рясу и вёл себя как православный священнослужитель. Это довольно резко контрастировало с тенденциями того времени, согласно которым униатское священство всё больше перенимало стиль одежды и поведения у католических священников. За такое своё отношение отец Феодор был в немилости у светских властей Ковеля и вследствие этого жил со своей семьёй в нужде и скудости. На хлеб насущный он зарабатывал в основном частными уроками, обучая грамоте и письму детей города. Этим же наукам обучал он и своих детей, из которых Яков, будущий святитель Иерофей, был самым способным.

Обучившись у своего отца "церковному и гражданскому чтению, письму русскому и польскому, Закону Божию, арифметике и началам языка латинского", юноша вскоре и сам стал помогать родителю в обучении мещанских детей. Учителем он был очень хорошим, во многих домах был желанным гостем - горожане хотели, чтобы именно Яков, отличавшийся благонравием и трудолюбием, обучал их отпрысков.

После 1793 года, когда Волынский край был присоединён к России, там начался массовый переход из униатства в православие. И одними из первых, в 1794 году, это сделала семья священника Лобачевского. После перехода в православие отец Феодор был назначен настоятелем храма святого Симеона Столпника в 10 километрах от Ковеля.

Через несколько лет в городе Острог открылась духовная семинария, куда и направился для дальнейшего обучения Яков Лобачевский. В 1799 году они с двоюродным братом Григорием Рафальским поступили сразу в класс риторики, поскольку уровень их домашнего образования семинарское начальство сочло весьма высоким.

Семья Григория Рафальского была более зажиточной, поэтому дядя Якова, священник Антоний Рафальский, взял на себя содержание и своего собственного сына, и племянника. И здесь проявилось ещё одно качество будущего святителя: он, как и апостол Павел, не хотел никого обременять и питался от трудов рук своих: в свободное время, особенно во время вакаций (каникул) он давал частные уроки, зарабатывая на приобретение книг, канцелярских предметов и других необходимых вещей.

Любовь Якова Лобачевского к наукам была столь велика, что помимо семинарской программы он изучил медицину, французский и немецкий языки. Исторические документы сохранили характеристики, данные ему семинарским начальством. Вот одна из них: "Благороднейший характер, обладает большим авторитетом среди молодёжи. В высшей степени прилежен, достиг большого прогресса, честнейший нравом".

По окончании Волынской семинарии в 1807 году Яков Лобачевский поступил в Киевскую духовную академию. Кроме собственной учёбы там, он занимался обучением детей некоего высокопоставленного чиновника медицинской службы, генерал-штаб-доктора, который был к нему очень расположен и принимал как собственного сына. У этого доктора была обширная библиотека, а также различные научные приборы - электрические машины, химические аппараты, анатомические инструменты и так далее. Всем этим разрешалось пользоваться и Якову. В результате будущий святитель приобрёл не только высшее духовное образование, но и стал специалистом в сфере естественных наук.

Окончив в 1811 году Академию, Яков Лобачевский вернулся в Острог, в родную семинарию, где стал преподавать грамматику, немецкий язык и арифметику.

2 августа 1814 года пострижен в монашество с именем Иерофей; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 9 августа - во иеромонаха.

20 сентября 1814 года назначен строителем заштатного Загаецкого монастыря с сохранением преподавания в Волынской духовной семинарии. Учащиеся очень любили его и с большим интересом посещали его занятия. Кроме богословских и общеобразовательных предметов, иеромонах Иерофей старался передать семинаристам и знания по естественным наукам. Архивные источники свидетельствуют, что он завёл передовые научные аппараты того времени: "электрическую, гальваническую и пневматическую" машины и ставил физические опыты.

28 декабря 1819 года возведён в сан архимандрита.

В 1822 году в Волынскую семинарию из Киева прибыла ревизионная комиссия, которая обнаружила имевшие якобы место злоупотребления. Вследствие выдвинутых обвинений 7 сентября 1823 года архимандрит Иерофей был уволен с должностей инспектора и преподавателя Волынской семинарии и удалён в Загаецкий монастырь. Когда же обнаружилась несправедливость выводов ревизионной комиссии, решением Святейшего Синода от 2 июня 1824 года с архимандрита Иерофея были сняты все обвинения. 12 августа того же года он назначен благочинным монастырей епархии.

В Загаецком монастыре, кроме долгих молитв и богослужений, будущий святитель развил весьма разностороннюю плодотворную деятельность. Он украсил монастырский храм, привёл в образцовый порядок хозяйство. При этом он не переставал изучать богословские и светские науки. Ставил физические и химические опыты, выписывал научные журналы, приобретал научные приборы и приспособления, причём тратил на это только свои личные средства. Среди местной интеллигенции архимандрит Иерофей прослыл мудрым и учёным человеком. Кроме того, он совершенствовался в уже освоенных иностранных, языках, а также изучил новые - итальянский и английский. Впоследствии, уже будучи епископом, он вёл переписку с ведущими западными учёными.

19 августа 1829 года был назначен настоятелем Острожского Дерманского монастыря, а также членом духовной консистории Волынской епархии. С той поры его жизнь и деятельность до конца дней была связана с Дерманским Свято-Троицким монастырём.

Незадолго до назначения архимандрита Иерофея настоятелем обитель очень сильно пострадала от пожара. Будущий святитель приложил много трудов к тому, чтобы отстроить её заново и благоукрасить. Имея развитый вкус к архитектуре и благоустройству территории, он сумел и соблюсти древний стиль построек, и обустроить помещения по новейшим на то время технологиям. Интересным новшеством в монастыре стал телеграф, с помощью которого настоятель держал связь со звонарём и давал ему распоряжения о том, когда звонить в колокола и каким чином. Также в монастыре было организовано Уездное духовное училище со всеми необходимыми помещениями для преподавателей и учеников.

Мощи свт. Иерофея Острожского
Мощи свт. Иерофея Острожского
Однако основное внимание архимандриту Иерофею приходилось уделять делам по консистории. Вследствие этого он проживал большей частью в Почаевском монастыре, где епархиальная консистория и располагалась. Описатели жития святителя подчёркивают его строгую дисциплину и распорядок дня: молитва, подготовка к богослужению, научные занятия, переписка с разными лицами - всё у него происходило в строго определённое время.

Интересно свидетельство жизнеописания святителя о его быте:

"Образ жизни, раз принятый, оставался у него неизменным. Поутру, для освежения сил, принимал ванну; потом час прогуливался в саду, чаю не пил, а только лёгкий кофе, который сам приготовлял; кушал един обед, состоявший из нескольких блюд, хорошо приготовленных, и притом всегда в одно время; перед обедом не любил завтракать и никогда не ужинал. В пище и питии соблюдал чрезвычайное воздержание; при обеде пил рюмки две виноградного вина лучшего качества; шампанского не любил; вина хлебного, рому, портеру, английского пива и других охмеляющих напитков вовсе не употреблял. Лице имел свежее, красивое и всегда юнеющее. Здоровьем пользовался постоянным, никогда не болел серьёзно; врачей не призывал и лекарств не принимал; а если случалось почувствует слабость или ненормальность сил, пособлял себе строгою диетою и собственными средствами по домашним лечебникам и медицинским книгам, которые любил приобретать и, читая с разбором, до того успел в медицине, что, зная анатомию, химию, ботанику, мог сам писать рецепты и составлять лекарства".

В 1840 году новым Волынским архиереем стал архиепископ Никанор (Клементьевский), который перевёл кафедру из Почаева в Житомир. Из-за значительной удалённости Дермани от Житомира архимандрит Иерофей затруднялся часто ездить для исполнения своих обязанностей в консисторию и стал значительно больше времени уделять Свято-Троицкому монастырю.

Он окончательно восстановил главный монастырский храм, отремонтировал колокольню и другие монастырские здания. Не оставлял и занятий естественными науками, добавив к этому изучение родного края, а особенно Дерманской обители. В это время он публиковал много статей исторического содержания в "Волынских губернских ведомостях", однако из скромности не подписывал их своим именем. В 1845 году он был назначен вице-президентом Волынского попечительного комитета по тюрьмам. Его деятельность на этом посту дважды была отмечена "Высочайшим благоволением".

25 марта 1845 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии и оставлен настоятелем Дерманского монастыря. В то время епархия была весьма обширной и включала в себя польские земли, называвшиеся тогда Варшавской губернией. Правящие архиереи постоянно проживали в Варшаве и наведывались на Волынь лишь время от времени. Поэтому преосвященный Иерофей в это время жил постоянно в Житомире и фактически руководил церковной жизнью всей Волыни. Ситуация изменилась в 1860 году, когда правящим архиереем Волынской епархии стал Антоний (Павлинский), который стал жить в Житомире, а преосвященный Иерофей переместился снова в Дерманский монастырь.

Сведений о 27-летнем архиерейском служении епископа Иерофея сохранилось немного. В большинстве своём они указывают на то, что его деятельность была довольно однообразной и не изобиловала значимыми событиями. Архимандрит Амвросий, автор "Воспоминаний о Преосвященном Иерофее…", опубликованных в "Волынских епархиальных ведомостях", пишет, что деятельность владыки всегда была исполнена мудрости и личного участия в судьбе каждого человека - и ставленники, и священники неизменно были напутствуемы соответствующими делу поучениями и наставлениями: "Волынские священники, получившие от сего святителя рукоположение, навсегда сохранят о нем благодарное воспоминание и будут передавать своим поколениям о той отеческой любви и заботливости, с которыми он наставлял каждого из них, отпуская на приход".

После 1869 года, на девятом десятке лет своей жизни, святитель, имевший всю жизнь отменное здоровье, почувствовал, что силы уже покидают его. В середине 1870 года он подал прошение об увольнении на покой с просьбой остаток дней провести в Дерманском монастыре.

Приближаясь к смерти, владыка выражал желание "отдать душу свою в руце Божии если не во время самого богослужения, то, по крайней мере, в пору всевозможного отдаления мыслей и чувств своих от всякой суеты житейской". Болезнь владыки Иерофея развивалась, но к Пасхе 1871 года он почувствовал укрепление сил и совершал богослужения в первые три дня Светлой Седмицы. В последний раз в своей жизни он священнодействовал в Неделю жен-мироносиц. Вскоре у преосвященного произошел приступ онемения ног, уложивший его на смертный одр. Последние пять дней владыка Иерофей провёл в молитве, отрешившись от мирских забот.

Скончался 17 апреля 1871 года, причастившись Святых Христовых Тайн. 21 апреля при большом стечении народа и духовенства владыка был похоронен в монастырском храме, на том месте, где, по преданию, покоятся останки трёх настоятелей Дерманской обители.

Причислен к лику местночтимых святых Ровенской епархии решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 17 августа 2021 года.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Свт. Иерофей, еп. Острожский. Икона
Свт. Иерофей, еп. Острожский. Икона
Изволе́нием Бо́жиим архипа́стырь и учи́тель был еси́/ и моли́твенник к Бо́гу усе́рдный о лю́дех твои́х./ За ве́ру Христо́ву ревнова́вый,/ во благоче́стии па́ству твою́ наста́вил еси́,/ просвеща́я ю словесы́ и писа́ньми твои́ми,/ те́мже вопие́м о тебе́, святи́телю о́тче наш Иерофе́е:/ сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Ин тропарь, глас 4

Кро́ткаго и незло́биваго святи́теля,/ побо́рника и ревни́теля ве́ры оте́ческия,/ восхва́лим днесь, ве́рнии,/ Иерофе́я Богому́драго,/ моля́щагося Христу́ непреста́нно/ низпосла́ти нам мно́жество щедро́т// и спасе́ние душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Я́ко благоче́стия учи́теля прекра́снаго/ и апо́столом равностоя́теля прему́драго,/ и́ночествующим наста́вника и пра́вило,/ церко́вная ча́да, соше́дшеся,/ почти́м па́мять Иерофе́я богому́драго пе́сньми, глаго́люще:// ра́дуйся, о́тче, дея́ний и виде́ний у́ме соверше́нный.

Сочинения

  • Историческая записка о Дерманском м-ре. // Волын. еп. вед., 1873.
  • Разбор сочинения архим. Николая: Историко-стат. описан. Минской еп. // Волынск. еп. вед., 1873.

Литература

  • Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, т. I, 1913, с. 120.
  • Булгаков, с. 1398.
  • Толстой Ю., № 315.
  • Строев П., с. 936.
  • Списки архиереев, № 315.
  • Волын. еп. вед., 1869, № 24;1871, № 10; 1873, № 5, 6, 9; 1892, № 14.
  • Изв. Казан. еп., 1873, январь, с. 66.
  • Прав. обозрен., 1873, январь, с. 66.
  • Н. Д., с. 69.
  • БЭС, т. I, с. 1052.
  • БЭЛ, т. III, с. 781.
  • РБС, т. VIII, с. 172.

Использованные материалы

Редакция текста от: 20.07.2023 04:51:57

"ИЕРОФЕЙ (ЛОБАЧЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google