Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРМАН МАРУЛИС

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобный Герман Марулис
Преподобный Герман Марулис
Герман Марулис (греч. Γερμανὸς ὁ Μαρούλης; ок. 1252 - ок. 1336), монах, преподобный.

Память 11 октября (Греч. [1]) и в Соборе Ватопедских святых (Греч.)

В миру Георгий, принадлежал к аристократическому фессалоникскому роду Марулисов. Его отец выполнял в городе финансовые и судебные функции. Георгий был третьим по старшинству ребенком в семье из 4 сыновей и 4 дочерей. Двух его братьев звали Димитрий и Андроник. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. Обучение Георгий проходил в Фессалонике, где он познакомился с афонским старцем Иоанном и стал его учеником. В возрасте 18 лет (ок. 1270 г.) ушел на Афон, где был им пострижен в монахи [2].

Пять лет он провел в аскитирии, относившемся к монастырю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца. Старец Иоанн был противником политики имп. Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с Западной церковью.

Вместе со старцем прп. Герман ходил в соседний монастырь Ватопед ради посещения богослужений и помощи братии. Насельники этого монастыря восхищались его добрым духовным устроением [3].

Однажды он был испытан старцем Иоанном на глазах у ватопедских иноков для наставления и впечатления о добродетели юного монаха, так охотно упражнявшегося в смирении и послушании. Старец, желая показать тип истинного монаха, призвал своего ученика в центр православного храма и велел ему снять рясу и читать богослужебное чтение как мирянин, унижая тем своего ученика, говоря всем о его недостоинстве. Прп. Герман ничуть не смутился, но казался благодушным и счастливым [4].

Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в.
Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в.
Около 1275 года, после мученической смерти Иоанна, Герман подвизался под руководством старца Иова в пещере Богородицы недалеко от Великой Лавры (видимо, в Житии имеется в виду пещера прп. Афанасия Афонского). Впоследствии Иов был избран игуменом Великой Лавры, но около 1283 года был вынужден оставить эту должность и покинуть Св. Гору.

Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии [5]. Ок. 1300 года Герман взял себе послушника по имени Иоанникий.

Около 1326 года из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую лавру.

Известно, что он состоял в общении с наставником исихазма прп. Григорием Синаитом, которое стало возможным во время второго пребывания преподобного Григория на Афоне (ок. 1328 г.) [6].

В числе духовных наставников прп. Германа были также Мирон, Малахия, Афанасий и Феодорит [7].

В 1330-х годах в Великой лавре у него окормлялся монах Филофей Коккин, будущий святитель и патриарх Константинопольский [8].

Скончался прп. Герман около 1336 года.

За богоугодную жизнь он был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Преподобный Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с преподобным Антонием Великим. Житие святого Германа, написанное между 1341 и 1344 годами Филофеем Коккином, не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени [9].

Главным источником сведений о жизни прп. Германа стало житие составленное в конце 50-х начале 60-х годов XIV века [10] святителем Филофеем (Коккиным), имевшим личное знакомство и тесную дружбу с семьей и родственниками прп. Германа [11].

Литература

  • BHG, N 2164;
  • Τσάμης Δ. Θιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου ἁγιολογικά ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1985. Τ. 1. Σ. 119.
  • Halkin F. Germain de Lavra (17) // DHGE. T. 20. Col. 910-911;
  • PLP, N 17147;
  • Μαρτζέλος Γ. Οἱ ῞Αγιοι τῆς Μονῆς // ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου: Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 113-114;
  • Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 91-93;
  • Θεόκτιστος Δοχειαρίτης, μον. ῞Αγιοι, ῞Οσιοι καί Νεομάρτυρες Δοχειαρίτες // Παρουσία ῾Ιερᾶς Μονῆς Δοχειαρίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001. Σ. 136-138, 148.
  • «Ο Άγιος Γερμανός ο Μαρούλης (εορτάζεται στις 11 Οκτωβρίου)» // Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007, страница сайта «diakonima.gr»

Использованные материалы

  • О. В. Л. "Герман Марулис" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 355
  • Τσεντικόπουλος, Διονύσιος του Αλέξανδρος. Φιλόθεος Κόκκινος Βίος και εργο. (Διδακτορική Διατριβή ὑποβληθεῖσα στὸ Τμῆμα Ποιμαντικῆς καὶ Κοινωνικῆς Θεολογίας τοῦ Ἀριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονικής), Θεσσαλονίκη - 2001, Σ. 373 // Цендико́пулос, Дионисий А. Филофей Коккин житие и труды. (докторская диссертация подана на кафедру пастырского и социального богословия Университета Аристотеля в Салониках.), Фессалоники, 2001.
  • А. М. Александров. Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина). Спб, 2022
  • А. М. Александров. "Святитель Филофей (Коккин) в православной науке: жизнь и труды" // Квалификационная работа. Екатеринбургская духовная семинария. 2020.



[1]  Όσιος Γερμανός ο Αγιορείτης ο Μαρουλής, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) - http://www.saint.gr/4087/saint.aspx

[2]  А. М. Александров. С. 127–128 – Глава 3.4 – Germanos Maroules (прп. Герман (Марулис)). Раздел 3 – Biographical Sketches of Kokkinos’ Heroes (Биографические очерки героев житий свт. Филофея (Коккина)). // Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина), https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/bogoslovsko-filoso...na/

[3]  «Он часто ездил в Ватопед на работу или на службу, и ватопедцы восхищались его добродетелью» /автоперевод/. ("Συχνά μετέβαινε στο Βατοπαίδι για εργασία ή για τις ακολουθίες και οι Βατοπαιδινοί τον θαύμαζαν για την αρετή του"). // "Ο άγιος Γερμανός ο Μαρούλης" (13.05.2011), страница официального сайта монастыря Ватопед, - https://www.vatopedi.gr/i-moni/thia-latria/vatopedini-agii-m...is/

[4]  Постриг - аскетические подвиги. / "Жизнь и общественная деятельность отца нашего Германа и почитание его в Великой Лавре Святого Афанасия." // Κουρά – Ἀσκητικοὶ ἀγῶνες. / "ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΕΙΑ ΤΟΥ ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΡΜΑΝΟΥ ΤΟΥ ΕΝ Τῌ ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΙΕΡΟΝ ΑΘΩ ΣΕΒΑΣΜΙᾼ ΚΑΙ ΜΕΓΙΣΤῌ ΛΑΥΡΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ", - страница сайта "Азбука веры", - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/ho-thaumastos-hosi...urn

[5]  Θεόκτιστος Δοχειαρίτης, μον. Σ. 148

[6]  Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262. Cсылки по "ГРИГОРИЙ СИНАИТ", А. Риго. «Второе пребывание на Афоне». // «Православная энциклопедия», т. 13, с. 50-68, интернет-редакция от 23 июня 2010 г., - https://www.pravenc.ru/text/168073.html?ysclid=l60ftgk5j7992915130

[7]  А. М. Александров. Раздел 3 – Biographical Sketches of Kokkinos’ Heroes (Биографические очерки героев житий свт. Филофея (Коккина)). / С. 127–128 – Глава 3.4 – Germanos Maroules (прп. Герман (Марулис)). // Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина), https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/bogoslovsko-filoso...na/

[8]  «В нач. 1330-х гг. Филофей уходит из Ватопеда в Великую Лавру, где окомляется у прп. Германа (Марулиса). (Цендикопулос указывает 1331 г. (Τσεντικόπουλος Δ. «Φιλόθεος Κόκκινος Βίος και εργο». Σ. 373))». // А. М. Александров. "Святитель Филофей (Коккин) в православной науке: жизнь и труды». Глава 2. "Жизнь и труды святителя Филофея (Коккина)". 2.1. Биографические сведения о свт. Филофее (Коккине)», С. 207. - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/svjatitel-filofej-...dy/

[9]  См. Φιλοθέου τοῦ Κοκκίνου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΕΙΑ ΤΟΥ ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΡΜΑΝΟΥ ΤΟΥ ΕΝ Τῌ ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΙΕΡΟΝ ΑΘΩ ΣΕΒΑΣΜΙᾼ ΚΑΙ ΜΕΓΙΣΤῌ ΛΑΥΡΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ, - http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/agiologion/osios_germa...htm.

[10]  Датировка написания Жития в источниках разная. Статья ПЭ сообщает о дате 1341 - 1344 гг., а Александров: "...к концу 1350-х гг. может также относиться написание жития прп. Герману Марулису. В тексте этого жития свт. Филофей пишет о неком зле, которое он пережил. М. Митреа усматривает в этом указание либо на смещение с патриаршества в начале 1355 г., либо невольный уход с настоятельского служения в Великой Лавре. Первый вариант означает, что житие прп. Герману написано не ранее 1355 г. Второй рассматривается автором монографии как менее предпочтительный. Вторая временная граница определяется из жития свт. Григорию Паламе, в котором свт. Филофей пишет, что уже составил житие прп. Герману. Т.к. написание жития свт. Григорию относится примерно к 1363 г., то этот год и является поздней границей написания жития прп. Герману. Однако, можно также предположить, что свт. Филофей составил житие прп. Герману, будучи еще игуменом Великой Лавры, а потом годы спустя значительно его пересмотрел.", см.: А. М. Александров. 1.3. Обзор монографий. "Святитель Филофей (Коккин) в православной науке: жизнь и труды", - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/svjatitel-filofej-...2_1

[11]  А. М. Александров. Раздел 1 – A Biographical Portrait of Philotheos Kokkinos / Биографический портрет свт. Филофея (Коккина). Заголовок – PART I: PHILOTHEOS KOKKINOS AND HIS ŒUVRE / Часть I: свт. Филофей (Коккин) и его творчество. 1.3. Обзор монографий // Богословско-философские аспекты исихазма в сочинениях свт. Филофея (Коккина), https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/bogoslovsko-filoso...na/

Редакция текста от: 24.03.2023 13:47:58

"ГЕРМАН МАРУЛИС" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google