НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Зарайский образ свт. Николая с житием
Зарайский образ свт. Николая с житием
Зарайская икона святителя Николая Чудотворца

Празднование 9 мая

По преданию, с давних пор эта икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился чудотворцу Николаю и получил прощение.

Исцелившись от недуга, вместе с семьей он отправился в далекое путешествие. Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.

В это время святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: "Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного". И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля 1225 года.

Для принесенной иконы в городе Красном сложили деревянный Никольский храм. Чрез некоторое время князь Феодор сочетался законным браком с Евпраксией, и у них родился сын Иоанн - этим исполнением одного из предсказаний святителя Николая завершается первая часть древних летописей о Николе Заразском.

Вторая часть старинных повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: "в князьях, во всяких людях и в остальном". Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы "уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю". Хан принял дары и лживо обещал "не воевать Рязанской земли" и стал "у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить". Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: "Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей". Феодор ответил надменному завоевателю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому и безбожному царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь".

Рассвирепел Батый от такого ответа благоверного князя и тотчас велел убить его, а тело бросить зверям и птицам на растерзание. Один из проводников князя Апоница тайно скрыл тело своего господина и поспеши в Красный, чтобы поведать княгине о смерти ее мужа. Благоверная княгиня стояла в то время "в превысоком тереме и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича" и "как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась на землю и заразилась (убилась) до смерти". Тело убиенного князя привезли в родной удел и похоронили рядом с храмом Николая Чудотворца, в одной могиле с женой и сыном, и поставили над ними три каменных креста.

От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя "заразила". Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск - такова одна из версий возникновения названия города.

Слава о чудесах от иконы быстро распространялась. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия, после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший, по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника, затем крестный ход возвращался в кремль.

Писатель Василий Селиванов в 1892 году оставил следующее описание зарайской святыни:

Зарайском Николаевском соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуни пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах. Правая рука простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне на облаках изображен Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь,держащая в руках распростертый омофор. Образ сей с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя имеет в длину двадцать пять с половиною вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности ,сообщенной чертам лика святительского. Риза на образе из чистого золота с самоцветными каменьями и жемчугом, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году… На ризу и украшение образа Святителя Николая употреблено одного золота более семи фунтов, серебра около шести фунтов, камней самоцветных сто тридцать три, бурмицких зерен три и более тысячи шестисот крупных и средних жемчужин… Образ Святителя помещен в старинном киоте… Киот снаружи с трех сторон обит листовым чеканным и вызолоченным серебром и украшен каменьями,жемчугом и иконописными изображениями Божией Матери наверху и святых угодников по бокам, а внутри обит малиновым бархатом"_.

В советское время храмы Зарайского кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского храма. В 1997 году был написан список с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря.

Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).

11 августа 2013 года древняя чудотворная икона Николы Зарайского была возвращена в Зарайский Иоанно-Предтеченский храм. Праздничное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Святой образ установлен справа от центрального алтаря, в специальном киоте. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения.

Использованные материалы

Редакция текста от: 23.05.2017 07:11:44

"НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google