ГЕННАДИЙ (ЛЕВИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Геннадий (Левицкий) (1818 - 1893), епископ б. Сумский, управляющий Козловским Троицким монастырем

В миру Левицкий Иван Львович, родился 25 мая 1818 года в военном поселении Губовке Александрийского (Елисаветградского?) уезда Херсонской губернии, в семье священника Льва Левицкого, служившего при Покровской церкви Губовки с 25 марта 1811 по 30 июня 1858 года, и его жены Татьяны Ивановны (+ 22 сентября 1875, 90 л.) [1]. По сведениям еп. Мануила (Лемешевского), "отец его - болгарин, мать - молдаванка".

Окончил Херсонскую духовную семинарию и 17 декабря 1839 года рукоположен во священника и назначен во Владимирскую церковь г. Елисаветграда.

Овдовев, в 1841 году он отправился на богомолье в Киев, где митрополит Филарет (Амфитеатров) убедил его поступить вольнослушателем в Киевскую духовную академию, а затем зачислил его в студенты.

12 февраля пострижен в монашество с наречением имени Геннадий. Академию закончил со степенью магистра богословия.

В 1845 году назначен преподавателем, а в 1846 году - инспектором Херсонской духовной семинарии.

6 августа 1852 года возведен в сан архимандрита.

13 июля 1858 года назначен ректором Самарской духовной семинарии.

С 22 августа 1859 года - настоятель Богородицкого Задонского монастыря.

С 10 октября 1860 года - ректор Тамбовской духовной семинарии и был назначен управляющим Козловским Троицким монастырем.

Протоиерей Димитрий Певницкий, бывший в то время преподавателем в Тамбовской семинарии, дает о Геннадии отзыв, как о человеке уже "помятом жизнью", но с "альтруистическими свойствами", на которые "ученое монашество не успело наложить своих сухих печатей", умевшем вести дело управления "в порядке и целесообразно", обращавшемся с наставниками "по-товарищески", а с учениками "по-отечески".

21 августа 1868 года определен, а 22 сентября - хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии.

24 июля 1872 года переведен на Кинешемское викариатство Костромской епархии.

9 апреля 1883 года назначен епископом Сумским, викарием Харьковской епархии.

В Харькове, по отзыву А.Ф. Ковалевского, Геннадия "очень полюбили" и "начинания его по Куряжскому монастырю (управляемому им) заслуживали похвал"; в нем было видно "ревнование поправить положение обители".

29 ноября 1886 года уволен на покой и назначен управляющим Тверским Желтиковым монастырем. Назначение его в Желтиков монастырь привело в сильное беспокойство Тверского архиеп. Савву (Тихомирова). Официально Геннадий был уволен на покой "по преклонности лет и слабости здоровья", но тверской владыка обратился ко всем лицам, так или иначе знающим Геннадия, с просьбой сообщить "Бога ради, какая истинная причина увольнения Геннадия с третьей уже викариатской кафедры".

Одни корреспонденты называли архиеп. Геннадия "простым", "препростым" и даже "незлобивым", другие находили в нем "мнимую" или "неприличную для архиерея простоту". Оказалось, что Полтавский архиеп. Иоанн (Петин) "без конвульсий не мог слышать имени Геннадия", управляющего когда-то епархией во время болезни Иоанна. Один священник подчеркнул, что Геннадий "по природе малоросс, а потому упорен". Все сходились на том, что Геннадий "много, очень много имеет странностей", что "эти странности обостряются по временам и проявляются в такой форме, что однажды доктор Геннадия Денисов объяснил эти проявления душевной болезнью".

Ближайшим поводом к увольнению на покой Геннадия было посещение Харькова Киевским митрополитом Платоном (Городецким), ибо харьковский викарий "так неудачно держал себя, что митрополит сделал ему замечание", после этого "сильному" в то время Харьковскому архиеп. Амвросию (Ключареву) уже ничего не стоило "сбросить" бестактного викария. У Геннадия, по мнению знавших его, было "сердце, не чуждо стремлений к высшим почестям", и уже ранее он "смущался своим положением" вечного викария. Тем не менее он был доволен увольнением в Желтиков монастырь, где ему было "предоставлено только право делать распоряжения к приведению в исполнение предписаний епархиального начальства".

16 декабря 1886 года еп. Геннадий прибыл в Желтиков монастырь и тотчас заболел, так что в день Рождества Христова не выходил в церковь. Геннадий именовал себя "всепочтительнейшим" и "всепокорнейшим послушником" Тверского архиепископа, но Савва (Тихомиров) "сильно тяготился пребыванием в Твери Геннадия, позволявшего себе иногда поступки, соблазнявшие духовных и мирских лиц".

В 1887 году еп. Геннадий весьма удивил архиепископа Савву, прислав ему записку следующего содержания: "Ни в Библии, ни в Уставе Церковном не указано как просить пенсии на ордена. Благоволите редактировать мой проект (прошения в Капитул о пенсии на орден Св. Анны). Простите: старе, яко мале".

В 1889 году он еще более удивил всех, когда отправился на богомолье в Иерусалим и через шесть дней возвратился из Одессы в Тверь, "убоялся шума и волнения морского".

Весной 1891 года Савва лично представил митр. Исидору "конфиденциальную" записку об усмотренных им в действиях Геннадия "странностях и несообразностях с здравомыслием и правилами благопристойности". Савва считал пребывание Геннадия в Желтикове "для обители неполезным", прежде всего потому, что Геннадий отчасти распустил свою братию своей снисходительностью, отчасти вооружил против себя своей бестактностью, забросил монастырское хозяйство, находившееся в монастыре "царские чертоги" обратил "в хранилище овощей и жилище птиц", богослужение (и даже царские молебны) совершал сокращенно и не по уставу, во время богослужения "ходил по церкви и заводил с богомольцами разговоры". "Удивление и соблазн" производили и любимые Геннадием прогулки, когда он "иногда даже в часы богослужения", гулял по рощам "с полуоткрытой грудью" и при встречах с дачниками вступал с ними "в продолжительные, большей частью бессвязные и малоназидательные разговоры", которыми "до того наскучил им, что они старались избегать встречи с ним". Савва не забыл упомянуть и о странном паломничестве Геннадия в Иерусалим и о "неприличных и даже кощунственных выражениях" в письмах к архиепископу, причем была целиком приведена указанная выше записка о пенсии.

21 мая 1891 года состоялся указ Синода о переводе еп. Геннадия "по болезненному состоянию" в Высокогорскую пустынь Арзамасского уезда, но непосредственно за этим члены Синода, движимые "благостью" назначили управляющим Козловским Троицким монастырем, которым он уже настоятельствовал, будучи ректором Тамбовской семинарии.

Последние годы еп. Геннадий был разбит параличом, но упорно отказывался от медицинского пособия.

Скончался 10 февраля 1893 года в 4 часа утра. Последние его слова были: "А когда я умру, то за меня, наверное, помолятся мои ученики - ведь их у меня в Тамбовской семинарии было очень много". Он был погребен в монастырской Троицкой церкви.

Сочинения

  • Речь при наречении его во епископа. Странник, 1868, № 10.

Литература

  • "ЦВ" (прибав. 1893, № 11, с. 453).
  • "Русск. Старина" С. XXIII, 547-548.
  • "Рус. Биогр. Словарь" 1914, т. IV, c. 409-411.
  • "Русск. Архив." 1910, кн. 1-я, № 1, с. 103-104.
  • "Изв. Каз. Еп." 1870, № 3, с. 72.
  • - " - 1883, № 10, с. 294.
    - " - 1886, № 24, с. 624.
  • "Прав. Обозр." 1877, май-август, с. 725.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 год", с. 40.
  • "Списки архиереев Иерархии Всероссийской" СПб, 1896, № 406, с. 58.
  • Савва, архиеп. Тверской, "Хроника моей жизни". т. V, 659; т. VII, 7, 53; т. VIII, 80, 144, 149-156, 167, 175-189, 227-239, 601, 644, 666; т. IX, 41, 58-61, 84-85.
  • Титов А. "По поводу записок архиеп. Саввы".

Использованные материалы



[1]  По данным картотеки Н.П.Чулкова из собрания Государственного Литературного музея. См. Река времен : [Альманах / Редкол.: С. Г. Блинов и др.]. - М. : Товарищество "Река времен", Книга Четвертая, 1996, С. 240, http://books.google.com /books?id=X7hoAAAAMAAJ

Редакция текста от: 09.07.2016 09:40:15

"ГЕННАДИЙ (ЛЕВИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google