Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАЛЕНТИНИАН I

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Статуя Валентиниана I. Вторая половина IV в. Бронза. Барлетта.
Статуя Валентиниана I. Вторая половина IV в. Бронза. Барлетта.
Валентиниан I Флавий (лат. Caesar Flavius Valentinianus Augustus; 321 - 375), император западной части Римской империи (с 364)

Родился в 321 году в Цибалах, Паннония (совр. Винковци, Хорватия). В молодости поступил на военную службу и сделал успешную карьеру. По свидeтельству церковных историков V века Феодорита Кирского [1], Сократа Схоластика [2] и Созомена [3], при имп. Юлиане Отступнике (361-363) он, как искренний христианин, был вынужден оставить службу из-за отказа участвовать в языческих жертвоприношениях.

К моменту кончины императора Иовиана вновь находился на военной службе; 26 февраля 364 года на совещании высших гражданских и военных чинов в Никее был выдвинут на императорский престол и избран войсками императором. 28 марта в Константинополе Валентиниан осуществил провозглашение соправителем с титулом августа своего младшего брата Валента, передав ему в управление Восток и оставив за собой западную часть Римской империи - префектуры Галлия, Италия и Иллирик.

В 367 г. в г. Паризии (совр. Париж) Валентиниан провозгласил своего старшего сына Грациана соправителем с титулом августа (без раздела территории империи).

Во время своего правления Валентиниан в основном находился в галльских резиденциях Паризии и Августе Треверов (совр. Трир), ведя борьбу с вторжениями алеманов и саксов. Он заботился о провинциалах, облегчая бремя податей, и находился в оппозиции к римской знати. В 368 году по его поручению в Риме многие знатные люди были казнены по обвинениям в колдовстве и прелюбодеянии [4].

Скоропостижно скончался 17 ноября 375 года в Бригецио, Паннония (совр. Комаром, Венгрия) во время кампании против квадов и сарматов.

Правление Валентиниана I отличалось веротерпимостью, о чем свидетельствует Аммиан Марцеллин [5]. Свт. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу Церкви [6], и представляет его как врага язычества [7]. Эдикт Валентиниана в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм [8], но в 372 году последовал запрет манихейских собраний, а в 373 году была запрещена практика перекрещиваний в христианской Церкви [9]. Это решение главным образом коснулось донатистов, перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что Валентиниан восстановил привилегии клириков, дарованные имп. Константином Великим, но отмененные в правление Юлиана. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот [10]. Склонный принимать никейское вероисповедание, Валентиниан не насаждал его как обязательное для всей Церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий [11]. Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцелльского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего еп. Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к Валентиниану о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском Соборе 368 года: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С другой стороны, он одобрил избрание в Медиолане по смерти Авксентия никейца Амвросия (374).

Следствием политики невмешательства в дела Церкви стало почти повсеместное восстановление никейского Православия на западе Римской империи, т. к. арианство, насаждавшееся здесь при имп. Констанции II, не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой только несколько епископских кафедр в Иллирике, в т. ч. Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что вторая жена Валентиниана Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религиозную политику.

Литература

  • Ammianus Marcellinus. Römische Geschichte / Hrsg. W. Seyfarth. B., 1968-1971. Bd. 1-4;
  • Theodoret. Hist. eccl.;
  • Socr. Schol. Hist. eccl.;
  • Sozom. Hist. eccl.
  • Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. C. 450-452;
  • Nagl A. Valentinianus // Pauly, Wissowa. Reihe 2. Bd. 7a. S. 2158 ff.;
  • Alföldi A. R. A Conflict of Ideas in the Late Roman Empire: The Clash between the Senate and Valentinian I. Oxf., 1952;
  • Gaudemet J. L'église dans l'Empire Romain. P., 1958;
  • Stein E. Histoire du Bas-Empire. T. 1: De l'État romain à l'État byzantin (284-476) / Éd. J.-R. Palanque. P., 1959. P. 172-183;
  • Hamman A.-G. Le tournant du IVe siècle // Initiation aux pères de l'Église. P., 1986. T. 4 / Dir. A. di Bernardini. P. 29-67;
  • Pricoco S. L'editto di Valentiniano I sui filosofi (CTh. XIII, 3, 7) // Studi in onore di C. Sanfilippo. Mil., 1987. T. 7. P. 689-713.

Использованные материалы



[1]  Hist. eccl. VI 6

[2]  Hist. eccl. IV 1

[3]  Hist. eccl. VI 1

[4]  Ammianus Marcellinus. XXVIII 1, XXX 9. 1

[5]  Ammianus Marcellinus. XXX 9. 5

[6]  Epist. 21. 2-5

[7]  Epist. 17. 16

[8]  Cod. Theod. XVI 2. 18

[9]  Cod. Theod. XVI 6. 1

[10]  Cod. Theod. XVI 6. 18-21

[11]  Socr. Hist. eccl. IV 4; Sozom. Hist. eccl. VI 7

Редакция текста от: 24.05.2015 16:41:38

"ВАЛЕНТИНИАН I" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google