ЕВСЕВИЙ РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евсевий (лат. Eusebius) (+ 309-310), епископ Римский

Не путать с тезоименитым мучеником III века

Согласно Liber Pontificalis, Евсевий был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления императора Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, который впоследствии принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь еп. Евсевия с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил император Максенций (306-312). Старший август Максимиан Галерий (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в официальных списках римских императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневековом предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны еп. Евсевию [1] В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского [2], сообщается, что папа крестил юного Евсевия и нарек его своим именем. Еп. Евсевию приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины [3], является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275).

Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о шести годах епископского служения еп. Евсевия, который занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Таким образом, шесть лет понтификата еп. Евсевия противоречат известной по другим источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о семи месяцах епископата Евсевия, ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (вторая половина IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Евсевия датировано 18 календами мая (18 апреля). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Евсевия длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 августа. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Евсевия помещена под 26 августа с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.

Имп. Максенций терпимо относился к христианам, но требовал от них полной лояльности и соблюдения спокойствия, чего еп. Евсевий не мог гарантировать. Папа Дамас I в эпитафии свт. Маркеллу сообщал о спорах в Римской Церкви в связи с вопросом о принятии отпавших от веры (lapsi) во время гонения. Это вызвало недовольство имп. Максенция, который велел выслать епископа из города. При Евсевии положение обострилось. В эпитафии святителю папа Дамас упоминал о некоем Ираклии, требовавшем, чтобы отпавшие во время гонений принимались немедленно после обращения, без епитимии. Однако Евсевий, как и его предшественник, настаивал на определенном сроке покаяния. Эти волнения также привлекли внимание Максенция, который решил изгнать из Рима Евсевия и Ираклия. По свидетельству папы Дамаса, Евсевий скончался в изгнании на Сицилии.

Вероятно, вскоре после кончины святителя его останки были перенесены в Рим, к середине IV в. захоронение епископа в катакомбах Каллиста стало местом его почитания. Папа Дамас I поместил над гробницей составленную им стихотворную эпитафию. Эпитафия сильно пострадала при взятии Рима готами (410), и в VI в. по распоряжению Римского папы Вигилия была сделана копия надписи на каменной плите. Как оригинал IV в., так и копия VI в., помещенная возле захоронения Евсевия, сохранились. В Мартирологе Иеронима (первая половина V в.) память святителя значится под 26 сентября, 2 октября и 8 декабря. Последние две даты, вероятно, являются ошибочными повторами, т. к. во всех трех случаях число одинаковое (шестой день до октябрьских календ, соответственно шестой день до октябрьских нон (2 октября) и шестой день до декабрьских ид (8 декабря)). Имя Евсевия присутствует в каролингских мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) под 26 сентября. Память 2 октября значится в некоторых более поздних дополнениях к этим мартирологам, а также в Мартирологе Ноткера Заики (нач. X в.). Под этой датой память святителя была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). Во время реформы Мартиролога (1922) память Евсевия была перенесена на 17 августа, дату окончания его епископата согласно Каталогу Либерия. О почитании еп. Евсевия в современных Православных Церквях сведений нет.

В римских итинерариях VII-IX вв. указано, что мощи еп. Евсевия покоились в катакомбах Каллиста, в особом кубикуле перед кубикулом Римского еп. Гаия. Из исследования O. Панчироли [4] известно, что мощи еп. Евсевия хранятся в церкви Сан-Себастьяно фуори ле Мура. В 1616 году архиеп. Гранады Педро Гонсалес де Мендоса сообщал о перенесении его мощей в Испанию в 1607 г. Однако ни во втором издании труда Панчироли (1625), ни в исследовании К. Б. Пьяццы [5] об этом ничего не сказано. В последнем сообщается, что часть мощей хранится также в церкви Сан-Лоренцо ин Панисперна.

Литература

  • LP. T. 1. P. CVII-CIX, CCLIX, 8-10, 74-75, 167;
  • ActaSS. Sept. T. 7. P. 265-271;
  • Epigrammata Damasiana / Ed. A. Ferrua. Vat., 1942. P. 129-136;
  • Depositio Episcoporum // PL. 13. Col. 464;
  • Prosper Aquitanus. Chronicon // PL. 51. Col. 572-573;
  • MartHieron. P. 527, 537, 639; MartRom. P. 417;
  • Marucchi O. Le catacombe romane / Ed. E. Josi. R., 1933. P. 215-217;
  • Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum // ActaSS. Apr. T. 1. P. XIX
  • Rossi G. B., de. La Roma sotteranea cristiana. R., 1870. Vol. 2. P. 201-210;
  • Carini I. I lapsi e la deportazione in Sicilia del papa S. Eusebio. R., 1886;
  • Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1911. T. 2. P. 95-96;
  • Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 100-101;
  • Seppelt. Geschichte. 19542. Bd. 1. S. 67;
  • Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 86-88;
  • Marcora C. Storia dei Papi. Mil., 1961. Vol. 1. P. 123;
  • Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 146.

Использованные материалы



[1]  Petr. Natal. CatSS. VIII 122

[2]  BHL, N 2748-2749

[3]  BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946

[4]  Panciroli O. I tesori nascosti dell'alma città di Roma. R., 1600

[5]  Piazza C. B. Emerologio sacro di Roma cristiana e gentile. R., 1690

Редакция текста от: 02.05.2015 19:09:21

"ЕВСЕВИЙ РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google