Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы.  Греческая икона
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Греческая икона
Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви

Празднование 2 июля

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.

В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы.  Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей.
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей.
Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Богоро́дице Присноде́во,/ челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́,/ держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным Рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи [1],/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Иной тропарь, греческий, глас 3 [2]

Боже́ственное облаче́ние щедро́т Твои́х/ и одея́ние безсме́ртия,/ святу́ю Твою́ ри́зу и нетле́нную,/ насле́дие Твое́, Отрокови́це, дарова́ла еси́,/ во спасе́ние всех и соедине́ние./ Те́мже, Пренепоро́чная,/ боже́ственное ея́ положе́ние благоче́стно почита́юще,// Тя велича́ем.

Кондак, глас 4 (подобен: Вознесыйся:)

Одея́ние всем ве́рным нетле́ния, Богоблагода́тная Чи́стая, дарова́ла еси́,/ свяще́нную ри́зу Твою́,/ е́юже свяще́нное те́ло Твое́ покрыва́ла еси́,/ покро́ве все́х челове́ков,/ ея́же положе́ние пра́зднуем любо́вию/ и вопие́м со стра́хом Ти, Чи́стая:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим святы́я ри́зы Твоея́// честно́е положе́ние.

Использованные материалы



[1]  Правильнее было бы "нетле́нны пребы́вшия". Греч. διαμειναντα - винительный падеж множественного числа - рус. пребывшие нетленными. Именно так в русском переводе тропаря в календаре на сайте Азбука.Ru: https://azbyka.ru/days/2019-07-15. В церковнославянском переводе - ошибочно: "нетле́нна пребыва́ющи", и таким образом нетленное пребывание относится не к ризе и поясу, а к Самой Богородице (примечание Наталии Бахаревой, см.: "Тропари и кондаки еллинстии. Иулий 1 - 10 (14 - 23). Источник - Ωρολογιον το μεγα. Αθηνα", https://ulita-n.livejournal.com/8980.html.

[2]  Перевод Наталии Бахаревой, см.: "Тропари и кондаки еллинстии. Иулий 1 - 10 (14 - 23). Источник - Ωρολογιον το μεγα. Αθηνα", https://ulita-n.livejournal.com/8980.html.

Редакция текста от: 11.07.2021 12:31:48

"ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google