Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРОФЕЙ ТУРКИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иерофей Туркийский, Венгерский (X в.), епископ, византийский миссионер, святитель

Память 7 августа

Ранний епископ подвизавшийся в Венгрии, который был направлен туда из Константинополя по обращении Восточно-Венгерского князя в Христианство после посещения Царьграда в 948 году. Будучи хиротонисан архипастырем "Туркийским" - т.е. "Венгерским", - он проповедовал среди местного населения. Благодаря его трудам Православие обрело здесь последователей и даже после массового обращения к римо-католицизму, обусловленному западной ориентацией королей, сохранялось в восточных пределах Венгрии еще около двух веков.

Хронист Иоанн Скилица сообщает, что

«(венгерский) князь Вулосуд (Булчу), притворившись, будто полюбил христианскую веру, прибыл в Константинов град. Он был крещен, причем (император) Константин (Багрянородный) становится его восприемником. Будучи почтен титулом патрикия и сделавшись обладателем больших богатств, он затем вернулся восвояси. Через некоторое время и Гилас (Дьюла), который также являлся князем турков (т. е. венгров.- ПЭ), прибывает в столицу и получает крещение; он тоже удостоился тех же благодеяний и почестей. Назад он взял с собой и одного монаха по имени Иерофей, славившегося своим благочестием, который был рукоположен в епископа Туркии (патриархом) Феофилактом. Оказавшись там, он многих привел к христианству от варварского заблуждения. Гилас же оставался в вере, и ни сам никогда не совершал набегов против ромеев, ни пленных христиан не оставил без попечения… Что же касается Вулосуда, то он пренебрег заветом с Богом и частенько вместе со всем племенем выступал против ромеев» [1].

Судя по расположению этой информации в «Хронике», миссия Иерофея началась между 948 и 954 гг. Булчу, чьи владения находились близ оз. Балатон, был разгромлен германским императором Оттоном I и казнен в 955 г. Сложнее определить, кем был Дьюла (скорее всего это не личное имя, а титул) и где находилось его княжество; эта проблема является предметом политически окрашенной полемики. Наиболее вероятно, что Дьюла правил, а свт. Иерофей проповедовал по обеим сторонам Тисы между устьями рек Марош и Кёрёш, т. е. в Юго-Восточной Венгрии. Именно здесь археологами найдено много монет имп. Константина VII, а также византийских крестов-энколпионов. Тот факт, что некоторые кресты сделаны из дерева, может рассматриваться как свидетельство распространения христианства среди простого народа. Там же были найдены остатки нескольких церквей. Возможна локализация епископии Иерофея Туркийского в Трансильвании, в районе древнего г. Алба-Юлия (совр. Румыния). Однако там епископия, видимо, возникла лишь на рубеже X и XI вв.

О деятельности свт. Иерофея в Туркии можно косвенно судить по позднему древнерусскому источнику «Повести о латынех, когда отлучишася от грек», в котором отразился некий древний византийский прототип:

«Подвиглись два князя Пеонского племени и со всеми своими войсками дошли даже до Константинополя. И приняли Святое Крещение и Евангелие Христово и возвратились в свою землю. И пока даже не пришли греческие архиереи, чтобы наставить их в Писаниях, князь их, по имени Стефан (Иштван), преставился во благочестивей вере Христовей, совершив многие благие и богоугодные дела... Но вскорости не смогли они утвердить Пеонское племя в вере, потому что у тех не было книг на их языке» [2].

По всей видимости, Дьюла принял в крещении имя Стефан. Пеоны (Paiones) - архаизирующее обозначение, применявшееся в византийских источниках с XII в. по преимуществу к венграм. Поскольку на многих из найденных на Тисе энколпионов изображен вмч. Димитрий Солунский, то можно предположить, что в миссионерской деятельности свт. Иерофея помогала архиепископия Фессалоники. С другой стороны, славянское происхождение множества слов в христианской лексике венгерского языка может свидетельствовать, что на начальном этапе катехизации византийцы активно использовали двуязычных помощников из числа местных крещеных славян. Сохранились печати нескольких преемников свт. Иерофея: Феофилакта, Димитрия, Иоанна, Антония.

Почитание

В 2000 году Константинопольская Православная Церковь, вместе с Венгерским королем Стефаном I, прославила святителя Иерофея. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, ввиду письма от патриарха Константинопольского Варфоломея, было решено включить в месяцеслов Русской Церкви имена новопрославленных Церковью Константинопольской святых, среди которых был и святитель Иерофей. Его память было установлено совершать вместе с памятью праведного Венгерского короля Стефана I. Днем памяти журналы Синода указывают "7 (20) августа" [3].

Литература

  • Moravcsik G. Byzantium and the Magyars. Bdpst., 1970. P. 102-119;
  • Pásztor E. Hérothée (3) // DHGE. T. 24. Col. 426;
  • Baán I. Turkia metropoliája: Kisérlet a Szent István-kori Magyarországi orthodox egyházszervezet rekonstrukciójára // Az orthodoxia története Magyarországon a XVIII. Századig / Szerk. I. H. Tóth Szeged, 1995;
  • Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 190-194, 320-323;
  • Marculet V. Misiunea episcopului Hierotheos: Contributii la istoria Transilvaniei si Ungariei оn secolul al X-lea // Acta Musei Porolissensis. Zalău, 2005. Vol. 27. Р. 11-22;
  • Madgearu A. The Mission of Hierotheos: Location and Significance // Bsl. 2008. Vol. 66. N 1/2. P. 119-138.

Использованные материалы



[1]  Scyl. Hist. P. 239. 64-74

[2]  оригинал см.: Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 163

[3]  "ЖУРНАЛ № 48", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, 21 августа 2007, http://www.patriarchia.ru/db/text/283491.html . В соответствии с этим память включены в официальный календарь РПЦ, http://calendar.rop.ru/mes1/aug07.html и в календарь на портале Православие.ру, http://days.pravoslavie.ru/Days/20150807.html . В ряде календарей на 2009 год эта память числилась под 20 августа старого стиля - напр., в Германовском календаре (Saint Herman Calendar 2009, 69); так ошибочно осталось и в именослове календаря на Православие.ру, http://days.pravoslavie.ru/ABC/mi.htm

Редакция текста от: 02.04.2015 08:10:27

"ИЕРОФЕЙ ТУРКИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google