Иерофей Туркийский, Венгерский (X в.), епископ, византийский миссионер, святитель
Память 7 августа
Ранний епископ подвизавшийся в Венгрии, который был направлен туда из Константинополя по обращении Восточно-Венгерского князя в Христианство после посещения Царьграда в 948 году. Будучи хиротонисан архипастырем "Туркийским" - т.е. "Венгерским", - он проповедовал среди местного населения. Благодаря его трудам Православие обрело здесь последователей и даже после массового обращения к римо-католицизму, обусловленному западной ориентацией королей, сохранялось в восточных пределах Венгрии еще около двух веков.
Хронист Иоанн Скилица сообщает, что
Судя по расположению этой информации в «Хронике», миссия Иерофея началась между 948 и 954 гг. Булчу, чьи владения находились близ оз. Балатон, был разгромлен германским императором Оттоном I и казнен в 955 г. Сложнее определить, кем был Дьюла (скорее всего это не личное имя, а титул) и где находилось его княжество; эта проблема является предметом политически окрашенной полемики. Наиболее вероятно, что Дьюла правил, а свт. Иерофей проповедовал по обеим сторонам Тисы между устьями рек Марош и Кёрёш, т. е. в Юго-Восточной Венгрии. Именно здесь археологами найдено много монет имп. Константина VII, а также византийских крестов-энколпионов. Тот факт, что некоторые кресты сделаны из дерева, может рассматриваться как свидетельство распространения христианства среди простого народа. Там же были найдены остатки нескольких церквей. Возможна локализация епископии Иерофея Туркийского в Трансильвании, в районе древнего г. Алба-Юлия (совр. Румыния). Однако там епископия, видимо, возникла лишь на рубеже X и XI вв.
О деятельности свт. Иерофея в Туркии можно косвенно судить по позднему древнерусскому источнику «Повести о латынех, когда отлучишася от грек», в котором отразился некий древний византийский прототип:
По всей видимости, Дьюла принял в крещении имя Стефан. Пеоны (Paiones) - архаизирующее обозначение, применявшееся в византийских источниках с XII в. по преимуществу к венграм. Поскольку на многих из найденных на Тисе энколпионов изображен вмч. Димитрий Солунский, то можно предположить, что в миссионерской деятельности свт. Иерофея помогала архиепископия Фессалоники. С другой стороны, славянское происхождение множества слов в христианской лексике венгерского языка может свидетельствовать, что на начальном этапе катехизации византийцы активно использовали двуязычных помощников из числа местных крещеных славян. Сохранились печати нескольких преемников свт. Иерофея: Феофилакта, Димитрия, Иоанна, Антония.
Почитание
В 2000 году Константинопольская Православная Церковь, вместе с Венгерским королем Стефаном I, прославила святителя Иерофея. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, ввиду письма от патриарха Константинопольского Варфоломея, было решено включить в месяцеслов Русской Церкви имена новопрославленных Церковью Константинопольской святых, среди которых был и святитель Иерофей. Его память было установлено совершать вместе с памятью праведного Венгерского короля Стефана I. Днем памяти журналы Синода указывают "7 (20) августа" [3].
Литература
- Moravcsik G. Byzantium and the Magyars. Bdpst., 1970. P. 102-119;
- Pásztor E. Hérothée (3) // DHGE. T. 24. Col. 426;
- Baán I. Turkia metropoliája: Kisérlet a Szent István-kori Magyarországi orthodox egyházszervezet rekonstrukciójára // Az orthodoxia története Magyarországon a XVIII. Századig / Szerk. I. H. Tóth Szeged, 1995;
- Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 190-194, 320-323;
- Marculet V. Misiunea episcopului Hierotheos: Contributii la istoria Transilvaniei si Ungariei оn secolul al X-lea // Acta Musei Porolissensis. Zalău, 2005. Vol. 27. Р. 11-22;
- Madgearu A. The Mission of Hierotheos: Location and Significance // Bsl. 2008. Vol. 66. N 1/2. P. 119-138.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 21, с. 393-394:
- Филиппс, Андрей, свящ., "Orthodox Hungary", Orthodox Europe:
- Molnar, Miklos; trans. Magyar, Anna, A Concise History of Hungary, Cambridge University Press, 2001 (2003 reprint), 19:
- "ЖУРНАЛ № 48", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, 21 августа 2007:
- http://days.pravoslavie.ru/ABC/mi.htm
- Saint Herman Calendar 2009, 69.
[1] Scyl. Hist. P. 239. 64-74
[2] оригинал см.: Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 163
[3] "ЖУРНАЛ № 48", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, 21 августа 2007, http://www.patriarchia.ru/db/text/283491.html . В соответствии с этим память включены в официальный календарь РПЦ, http://calendar.rop.ru/mes1/aug07.html и в календарь на портале Православие.ру, http://days.pravoslavie.ru/Days/20150807.html . В ряде календарей на 2009 год эта память числилась под 20 августа старого стиля - напр., в Германовском календаре (Saint Herman Calendar 2009, 69); так ошибочно осталось и в именослове календаря на Православие.ру, http://days.pravoslavie.ru/ABC/mi.htm