АНТИХАЛКИДОНИТЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антихалкидониты - инославные сообщества, ведущие преемство от Церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Халкидонский Собор отлучил эти сообщества как содержащие монофизитскую ересь.

Наименования

В современном использовании антихалкидониты известны под рядом названий, большинство из которых являются спорными и могут с легкостью быть ложно истолкованными. Сами себя антихалкидониты именуют «православными», из-за чего их иногда называют «Ориентальными» или «Древневосточными православными». Исторически они известны среди православных и других инославных под именем монофизиты, как члены сообщества осужденного за эту ересь. В своей среде антихалкидониты не приемлют этого термина и называют свое христологическое учение миафизитством. Члены двух антихалкидонских сообществ – Церквей Армянской и Сирийской – иногда называются по именам ассоциируемых с ними основоположников – (армяно-)григорианами и (сиро-)яковитами. Наконец, распространены наименования дохалкидонские и нехалкидонские, указывающие на центральное место Халкидонского Собора в характеристике этих сообществ.

Антихалкидониты - лучший термин, т.к. в отличии от других он 1) не подразумевает общности данных сообществ и Православной Церкви; 2) не определяет христологию современных антихалкидонских сообществ, связь которой с монофизитством является обсуждаемым вопросом; 3) не ассоциирует сообщества с мнимыми основателями; 4) наиболее ясно указывает на характер отношения этих сообществ к решениям IV Вселенского Собора.

Состав

Самоназваниями антихалкидонских сообществ, ныне организованных во многом подобно Поместным Церквам в Православии, но с бо́льшим упором на национальные различия, являются:

История отношений с Православием

Об истории возникновения и становления антихалкидонитских сообществ в V-VI веках см. ст. монофизитство. Ввиду того что монофизитство представляло из себя ряд различных течений, сами антихалкидониты отвергают некоторых монофизитских учителей. Так, Армянская церковь, официально отвергнув вероопределение IV Вселенского Собора в начале VI века, также осудила монофизитского ересиарха Евтихия.

Своеобразным открытием для Русской Православной Церкви в XIX веке стал анализ авторитетного у антихалкидонитов Армении «Изложения веры Армянской Церкви» Нерсеса Шнорали 1166 года. По заключению русского богослова И. Е. Троицкого:

  1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
  2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносущии тела Христова с телом человеческим вообще.
  3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
  4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
  5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.

Эти заключения поставили на повестку дня возможность диалога с Армянской церковью, а также другими антихалкидонитами. В 1964 году в городе Ааргус, Дания, начался диалог между богословами Православных Церквей и антихалкидонитов. Стороны заключили что:

  1. Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
  2. Антихалкидонитские церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитство — ересь Евтихия, которая предана анафеме Армянской церковью.

В 1985 году начался официальный диалог между Православной Церковью и антихалкидонитскими церквами в целом. К середине 1990-х годов 11 из 15 автокефальных Православных Церквей отказались утверждать итоговые документы диалога (так называемое Первое и Второе согласованные заявления), а Иерусалимская Православная Церковь даже заявила о своем выходе из диалога, так что процесс зашёл в тупик. Цель официального диалога определялась как восстановление полного церковного общения, но стало очевидно, что эта цель недостижима в обозримом будущем.

Через несколько лет, Русская Православная Церковь предприняла попытку начать двусторонние собеседования с каждой из антихалкидонтиских церквей по отдельности. Выстроилось несколько направлений, одно из них — с Коптской, Сирийской и Армянско-Киликийской церквями, которые согласились на диалог только в таком объединенном формате. В рамках этого диалога состоялось несколько встреч. Цель нового витка диалога - координация совместных выступлений в защиту христианских ценностей, установление дружественных отношений, обмен опытом в вопросах церковной жизни.

Литература

  • Троицкий, И. Е., Изложение веры Церкви Армянские, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила: Ист.-догмат, исслед. в связи с вопросом о воссоединении Армянской Церкви с Православной, СПб.: Тип. Еле-онского и Поповицкого, 1875.

Использованные материалы

  • "Копты: путь возвращения к традициям. Беседа с протоиереем Олегом Давыденковым," портал Православие.ру, 18 мая 2010:

Редакция текста от: 09.11.2015 21:18:25

"АНТИХАЛКИДОНИТЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google