Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НЕРСЕС ШНОРАЛИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Нерсес Шнорали. Иллюстрация из книги 1898 года «Illustrated Armenia and Armenians».
Нерсес Шнорали. Иллюстрация из книги 1898 года «Illustrated Armenia and Armenians».
Hepcec IV (Шнорали, т. е. «Благодатный», Клаеци (Клаэнский), ок. 10981173) — армянский католикос (1165 г.), святой армянской церкви, выдающийся церковный писатель, сторонник соединения церквей армянской и греческой.

Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 г., а из духовных — поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152), заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырех Евангелий.

В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол (1166), и изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила («Изложение веры Армянской Церкви» в 2-х частях). Оба эти произведения и переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (СПб., 1847). Стихотворные произведения публиковались в переводах В.Брюсова и Н.Гребнева.

Вся деятельность Нерсеса была направлена к соединению церквей армянской и греческой, причем он руководствовался в особенности желанием отстоять самостоятельность своего отечества от покушений мусульман. В 1170 г. в городе Рум-Кла, тогдашнем местопребывании армянских католикосов, произошел диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука (1156-1169), обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.

Уже став католикосом, Нерсес отправил императору еще одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.

На это послание св. Нерсеса император и Патриарх Михаил III (1169-1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе одно лицо, две природы, две воли и два воздействия, согласиться с тем, чтобы избрание католикоса Армении утверждалось императором и т. д.

Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьезные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. Среди приготовлений к созыву Собора, на котором должен был быть поставлен вопрос о соединении церквей, Нерсес умер. Обещанный Собор созвал католикос Григор IV (1173 — 1193) в 1179 г. уже после смерти Нерсеса Шнорали. В этом Соборе участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими землями, Алуанка, а также представители Сирийской Яковитской Церкви. Собор, с одной стороны, осудил крайности монофизитства, с другой — отверг учение о двух естествах, двух волях, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской Церкви о единой природе после Воплощения. Но еще до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, умер император Мануил (1180), а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили.

Сочинения

Собрание поэтических произведений Hерсеса изд. в Венеции 1830 г. «Элегия на взятие Едессы» издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 г.; латинский перевод ее в Венеции в 1833 г.; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напеч. Дюлорье в его «Recueil des Croisades» (т. I, стр. 226—268).

Литература

  • Патканов, «Библиографический очерк армянской исторической литературы», СПб., 1880 г.
  • Троицкий, «Изложение веры церкви армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским» (СПб.,1875).

Редакция текста от: 17.06.2012 00:26:50

"НЕРСЕС ШНОРАЛИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google