ДАНИИЛ СКИТСКИЙ, МЛАДШИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преподобные Даниил Скитский и Марк. Фреска в наретексе парекклисиона свт. Николая монастыря Ватопед. 1802 г.
Преподобные Даниил Скитский и Марк. Фреска в наретексе парекклисиона свт. Николая монастыря Ватопед. 1802 г.
Даниил Египетский, Скитский, Младший (+ после 576), игумен, преподобный

Был и другой соименный ему святой Даниил Старший (V в., память 7 июня). Вследствие путаницы в преданиях о них встречаются одинаковые рассказы

Память 18 марта (Греч. [1]), 7 июня (Греч. [2])

Подвизался в Египте в Скитской пустыне в середине VI века.

Личность игумена Даниила занимает центральное место в многочисленных греческих, сирийских, эфиопскх и коптских сказаний о египетских подвижниках, содержатся в разрозненных текстах, объединенных местом и временем действия. Первоначально тексты сказаний были записаны на греческом языке [3], с конца VI века и позднее были переведены на другие языки [4].

Впоследствии в коптской и эфиопской традициях эти истории были объединены в единый хронологически выстроенный цикл, основой которого стало "Житие аввы Даниила и святых, которых он знал".

Согласно этому источнику, Даниил пришел в Скит еще в юности, там он 40 лет жил "в общежитии" с другими монахами, затем стал отшельником. Тем не менее он продолжал посещать окрестные города (чаще всего Александрию) и поддерживать контакты с близлежащими монастырями, на которые имел большое влияние.

В молодости он был трижды похищен разбойниками: дважды его выкупали христиане, на третий раз Даниил, защищаясь, проломил одному из похитителей голову камнем. В отчаянии от совершенного поступка он отправился к Александрийскому патриарху, чтобы покаяться в убийстве и понести наказание, но тот отказался осудить его. В Константинополе, Антиохии и Риме его также не стали подвергать суду. Только светские власти Александрии были готовы арестовать Даниила, однако правитель города, разобравшись в деле, велел отпустить монаха. Тогда подвижник сам назначил себе епитимию, взяв на себя заботу о прокаженном из Александрии, отвел его к себе в келью и втайне от всех долгое время кормил и ухаживал за ним.

С серией рассказов о Данииле связаны одни из первых историй о юродивых. Рассказ о Марке Юродивом, притворявшемся сумасшедшим, иногда рассматривается как самостоятельное Житие [5]. Кроме того, в одном из эпизодов "Жития аввы Даниила" содержится известная и характерная история о "тайных слугах Господа" [6]. Игумения женcкого монастыря, где Даниил вместе с учениками остановился на ночлег, пожаловалась ему на вечно пьяную монахиню, лежащую в беспамятстве посреди обители. Ночью Даниил увидел, что эта монахиня ревностно молилась, но, завидев кого-нибудь из сестер, снова притворялась пьяной. Тайна была раскрыта, и настоятельница покаялась во всех обидах, которые нанесла ей по незнанию. Монахиня ушла, никого не предупредив и оставив надпись на воротах монастыря с просьбой молиться за нее. Этот рассказ подтверждает авторитет Скитского монастыря и лично прп. Даниила: в тексте особенно подчеркивается, что в женский монастырь могли пустить только монахов из Скита. По рекомендации Даниила монаха могли принять в любой монастырь.

С циклом повествований о Данииле соотносится и круг историй, в которых он упоминается как второстепенный персонаж.

В числе этих историй рассказы о камнетеса Евлогие (BHG, N 618a - 618b), патрикии Анастасии [7], о святых Андронике и Афанасии [8] и о св. Фомаиде Александрийской [9]. Последняя не была знакома с Даниилом, и он также о ней никогда не слышал. Фомаида жила в Александрии, муж заботился о ней, однако свекор воспылал к ней страстью, а когда она попыталась его образумить, зарубил ее мечом. Даниил узнал об этом и посчитал необходимым похоронить ее в Скиту.

Переработки этих историй вошли в качестве заметок в восточные синаксари (Константинопольский, эфиопский и составленный на арабском, Александрийский).

Надо отметить, что ни в Константинопольском, ни в эфиопском синаксарях Даниил отдельно не упомянут, а заметка в арабском синаксаре о нем очень краткая [10].

В Настольной книге священнослужителя [11] уделено всего несколько строк преподобному:

Пре­по­доб­ный Да­ни­ил под­ви­зал­ся в Егип­те в VI ве­ке. По наущению диавола его оклеветали в блуде, и он безропотно нес напрасное поношение, находя утешение в словах Господа: "Блажени есте, егда поносят вас... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради" (Мф. 5, 11) [12]. Святой был наставником преподобной Анастасии Патрикии.

Даниил скончался вскоре после 576 года около деревни Тамбок в Нижнем Египте, где им был основан новый монастырь, и куда он удалился после разорения Скита кочевниками (арабами-бедуинами).

В соответствии с коптскими и эфиопскими версиями рассказов Даниил ушел в Нижний Египет после конфликта с официальной церковной иерархией, который произошел, когда Даниил отказался подписать томос папы Льва I Великого и назвал постановление Халкидонского Собора безбожным [13]. В таком случае Даниил мог вернуться в Скит не раньше 565 года, после смерти императора Юстиниана.

В текстах почти нет сведений, позволяющих определить точное время и место написания большинства историй, в которых упоминается игумен Даниил Скитский. Расхождения в датировке событий (например, указание на то, что Андроник и Афанасия жили при императоре Феодосии I) не позволяют с уверенностью говорить о том, что во всех этих сказаниях "авва Даниил" - один и тот же человек [14]. Древнейшей известной на сегодняшний день рукописью из цикла историй о Данииле является палимпсест VII в. сиро-палестинского происхождения, содержащий рассказ о Евлогие и начало истории о патрикии Анастасии [15].

Литература

  • Lewis A.-S. The Forty Martyrs of the Sinai Desert and the Story of Eulogios: From a Palestinian Syraic and Arabic Palimpsest. Camb., 1912;
  • Cauwenbergh P., van. Étude sur les Moines d'Égypte depuis le Concile de Chalcédoine (451) jusqúà l'invasion arabe (640). P., 1914;
  • Evelyn White H. G. The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn. N. Y., 1932. Vol. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis;
  • Garitte G. Daniel de Scété // DHGE. Vol. 14. P. 70-72;
  • Kazhdan A., Ševchenko N. P. Daniel of Sketis // ODB. Vol. 1. 584-585;
  • Παπαδόπουλος Σ. Γ. Ϫανιήλ, ὁ τῆς Σκήτεως // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 954;
  • Daniel of Scetis, Saint, Hegumenos // Coptic encyclopedia, volume 2:
  • Vivian T. Figures in the Carpet: Macarius the Great, Isaiah of Scetis, Daniel of Scetis, and Monastic Spirituality in the Wadi al-Natrun (Scetis): From the 4th to the 6th Cent. // The American Benedictine Review. 2005. Vol. 56. N 2. P. 117-151.
  • Britt Dahlman, Saint Daniel of Sketis: A Group of Hagiographic Texts Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Studia Byzantina Upsaliensis 10. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2007. P. 260.
  • Witness to Holiness: Abba Daniel of Scetis. Translations of the Greek, Coptic, Ethiopic, Syriac, Armenian, Latin, Old Church Slavonic, and Arabic Accounts. Edited, with an Introduction, by Tim Vivian. [Cistercian Studies Series, No. 219.] (Kalamazoo, MI: Cistercian Publications; Collegeville, MN: Liturgical Press, Saint John’s Abbey. 2008. P. xx, 399:

Использованные материалы

  • "Преподобный Даниил" // Страница Православного Церковного календаря на портале Православие.Ru:
  • Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., "Даниил, игумен Скитский" // Православная Энциклопедия, т. 14, с. 54-56:



[1]  Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., "Даниил, игумен Скитский" // Православная Энциклопедия, т. 14, с. 54-56

[2]  "Ὁ Ὅσιος Δανιὴλ ὁ τῆς Σκήτεως ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3650/sxsaintinfo.aspx.

[3]  BHG, N 2099z - 2102d

[4]  BHO, N 241-243

[5]  BHG, N 2255. Источник Vie et récits de l'abbé Daniel, de Scété / Éd. du texte grec L. Clugnet // ROC. 1900. Vol. 5. P. 60—62 (Chap. 3) (далее принято сокращение: Vie et récits de l'abbé Daniel). ("Житие и предания аввы Даниила из Скита" частично переведено на русский язык (см.: Византийские легенды. Л., Наука, 1972. С. 184-192), но глава 3 ("Марк Юродивый") в этот перевод не была включена. См. Ларше Ж. К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007, сноска 538, http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psixicheskix-boleznej-op...538. Подробнее о Марке Юродивом, см. Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянской культуры, 2005, С. 97-98, http://books.google.com./books?id=VUtqAAAAQBAJ&pg=PA97

[6]  См.: Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l'Antiquité. Brux., 1927. P. 208-232. (SH; 17)

[7]  BHG, N 79-80

[8]  BHG, N 120-123; BHO, N 242

[9]  BHG, N 2453-2453b

[10]  CSCO; 67. Arab.; 11. P. 109-110

[11]  Настольная книга священнослужителя, Месяцеслов (март-август), Том 3, М.: 1979, Месяц Март, 18 -й День, с. 87, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf

[12]  См. "Авва Даниил", Рассказ 6 // Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым), http://www.ccel.org/contrib/ru/Otechnik/Ot11.html#b5

[13]  см.: Cauwenbergh. P. 22-23

[14]  О хронологических несоответствиях см.: Cauwenbergh. P. 20-21

[15]  Lewis. P. 10

Редакция текста от: 18.05.2017 22:58:52

"ДАНИИЛ СКИТСКИЙ, МЛАДШИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google