ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Южно-Уссурийский Богородице-Рождественский монастырь.  Келейный корпус с домовым храмом.  Фото кон. 1990-х-нач. 2000-х
Южно-Уссурийский Богородице-Рождественский монастырь. Келейный корпус с домовым храмом. Фото кон. 1990-х-нач. 2000-х
Южно-Уссурийский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ села Линевичи (Владивостокская епархия).

  • Адрес: 692508 Россия, Приморский край, Уссурийский район, с. Линевичи, ул. Монастырская, 7
  • Тел.: (42343) 9-14-23
  • Проезд: до г. Уссурийска, далее от автовокзала автобусом до с. Линевичи

  • Расписание Богослужений:
    • Ежедневно - полушочница, часть монашеского правила, утреня с 4:00; Божественная Литургия с 7:00 (кроме ночных служб по Уставу); повечерие с канонами и вечерние молитвы с 20:00 (служба со священником бывает не менее трех раз в неделю)
    • Пятница - параклисис с акафистом у чтимой иконы Пресвятой Богородицы с 16:30
    • Суббота - панихида утром
    • Воскресенье и двунадесятые праздники - Божественная Литургия с 8:30, чин Панагии
    • Воскресенье - молебен и лития по окончании Литургии

Становление обители

Первой игуменией и устроительницей Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря была монахиня Павла (Трегубова). После 30-летней жизни в монастыре, она одной из первых русских монахинь дошла до Сибири за сбором пожертвований. С 1880 года она занималась устройством монастыря в Чите, а 23 июня 1899 года покинула Читу для создания женской обители на Дальнем Востоке. Кроме верной ее сподвижницы монахини Марии, матушку сопровождали 15 сестер-послушниц. По благословлению епископа Владивостокского Евсевия она сама выбрала место для будущей обители - в 11 верстах от города Никольска-Уссурийского, с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900 году на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. К весне выстроили барак из теса, где и разместились сестры. 20 мая 1900 года была совершена закладка деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем П. Мичуриным и началась постройка на пожертвованные средства двух домов: жилого дома для сестер, которые вскоре пришли сюда из Никольска на постоянное жительство, и кухни с трапезной. В начале 1901 года храм Рождества Пресвятой Богородицы был вчерне выстроен и 16 января этого года владыка Евсевий торжественно освятил новый храм. Так появилась первая женская православная обитель на Дальнем Востоке.

Обитель стали посещать богомольцы из Никольска, ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Маньчжурии, Хабаровска, Владивостока. Вскоре были построены и странноприимница и небольшой домик на пасеке. Возникла школа для девочек, взятых на воспитание. Из-за необходимости постоянно ездить по делам в город, в городе было выстроено монастырское подворье близ кладбища. В мае 1902 года было начато, а в июне 1903 года закончено строительство небольшого настоятельского корпуса с домовой церковью, торжественно освященной во имя Нерукотворного Образа Спасителя владыкой Евсевием 24 октября 1903 года. Дом, в котором раньше жила игумения с несколькими сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где сестры занимались вышивкой на полотне и по бархату шелком и золотом, шитьем священных облачений, одежды и белья. Обувь тоже шили себе сами. 8 сентября 1903 года, в престольный праздник обители, совершилось первое пострижение двух рясофорных послушниц.

Повседневная трудовая жизнь начиналась в обители в 3 часа 30 минут утра с совершения утреннего правила, которое, как и вечернее, совершалось без священника. По принятии пищи сестры расходились каждая на свое послушание. В 12 часов собирались в трапезную, в 16 часов пили чай, а ужинали в 19 часов. За трапезой все сестры поочередно читали жития святых, разные поучения и наставления из монашеской жизни. После ужина совершалось вечернее правило, которое было несколько продолжительнее утреннего. Духовное окормление сестер осуществляли старцы Свято-Троицкой Николаевской обители отцы Сергий и Герман, некогда валаамские иноки.

Хозяйство монастыря было признано образцово-показательным. Монастырская земля во время тайфунов и разливов реки часто затоплялась, и зачастую обитель теряла скошенное сено. Пахотную землю и луга монастырь часто обрабатывал своими силами, но главным образом отдавал в аренду. В 1904 году сестры-монахини впервые подняли и засеяли 4 десятины нови, а к 1910 году под посевами было уже около 30 десятин, из которых 9 обрабатывалось корейцами, остальные же были подняты и обработаны трудами сестер. Только последние 2 года они в страдную пору нанимали рабочих в помощь. В монастыре возделывалось 26 видов огородных культур: картофель, капуста, свекла, брюква, редька, бобы, горох, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, шпинат, морковь, горчица и др. В садах разводили сливы, вишни, груши, яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику, яблони-райки - всего около 300 фруктовых деревьев и 1000 ягодных кустов. У обители было 3 стада, пожертвованных для монастыря - крупный скот, лошади и мелкий рогатый скот. С 1904 года сестры занимались и пчеловодством, к 1910 году количество ульев дошло до 100. Сеяли медоносные травы и гречиху. Имелся у монастыря и лесной надел о выделении которого неоднократно ходатайствовала мать Павла.

В Никольск-Уссурийском монастырь располагал 3 домами, где имелась выстроена заботами игумении женская школа с бесплатным общежитием для девочек сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия. В 1906 году монастырь содержал еще одну школу - для детей ближайших деревень Линевичи и Кугуки, но с открытием там своих школ монастырская школа была закрыта.

В 1908 году заботами престарелой игумении Павлы на монастырском кладбище была выстроена деревянная довольно красивой архитектуры часовня пророка Илии. В 1909 году мать Павла преставилась и следующей игуменией стала мать Сергия. Из сохранившихся документов видно, что к 1910 году в обители было хорошо развитое крупное хозяйство, велась широкая миссионерская деятельность.

Зимой 1912 года в монастыре произошел сильный пожар, уничтоживший все деревянные постройки, в том числе и корпус с храмом. В 1913 году началось строительство каменного корпуса и уже 27 сентября 1914 года архиепископом Евсевием был освящен храм во имя Спаса Нерукотворного. Работа над корпусом была завершена к 1916 году.

Последней дореволюционной настоятельницей монастыря была схиигумения Олимпиада. При ней в монастыре начала работать иконописная мастерская, обеспечивавшая иконами многие храмы [1].

После революции 1917

После революции 1917 года Богородице-Рождественский монастырь разделил судьбу большинства российских обителей. Он был закрыт советскими органами после 1923 года и передан воинской части под клуб.

Возрождение монастыря

В 1989 году органы власти приняли решение о возвращении Владивостокской епархии собственности монастыря, в декабре 1990 года располагавшаяся на месте монастыря войсковая часть вернула церкви 4 здания с прилегающей территорией, а 30 августа 1993 года состоялась окончательная передача епархии бывшей собственности монастыря в бессрочное пользование. Владыка Владивостокский Вениамин 21 сентября 1993 года совершил освящение храма малым чином. Затем появились первые насельницы, прибывшие возрождать монашество на Дальнем Востоке из центральной России, среди которых прибыла и будущая настоятельница обители игумения Варвара (Волгина). Сестры поселились в домике первой игуменьи матушки Павлы, а по воскресеньям и праздникам служили в полуразрушенном храме.

В 1994 году начался ремонт настоятельского корпуса и постепенное заселение его. В 1999 году была восстановлена колокольня (служившая военным водонапорной башней), установлены купола на крыше храма. Внутри храма закончена реконструкция иконостаса, восстановлен верхний клирос. В сентябре 2000 года монастырь отметил 100-летие со дня основания, а в июле 2001 года состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы архиерейским чином.

Ежедневно в храме совершается полный круг дневного богослужения и совершается монашеское правило утром и вечером. Насельницы обители стремятся к исполнению валаамского устава, действовавшего в обители до ее разрушения. В течение дня храм открыт доступ для всех богомольцев и посетителей. Сестры изучают катехизис, церковное чтение и пение. С желающими принять Таинство Крещения проводится курс лекций по основам Православия.

Как в прежние времена, практически не прекращается прием богомольцев. Часто паломники остаются на долгое время: возрождается обычай в многодневные посты говеть в монастыре. Нередко на помощь сестрам, особенно в напряженную летнюю страду, приезжают группы учащихся воскресных школ епархии. Приезжают в обитель дети патриотической организации "Родничок" (г. Уссурийск), останавливаются участники крестных ходов, находят приют странники. Сестры монастыря проводят с гостями беседы и экскурсии. Развернута попечительская и благотворительная деятельность.

В монастыре развивается традиционное рукоделие: изготовление монашеской одежды, вязание четок, плетение поясов, вышивание параманов, вязание. Ведется хозяйство, которое дает возможность сестрам жить автономно. На скотном дворе монастыря содержат крупный рогатый скот, овец, кур. На земельных угодьях возделываются пшеница, ячмень, соя, овес картофель, а также овощи и кормовые культуры.

Святыни

В обители хранится одна из исторических святынь Владивостокской епархии - образ Божией Матери "Объятия Отча".

Настоятельницы

Использованные материалы



[1]  По другим данным мать Олимпиада была поставлена игмение только в 1923 году. Письмо монахинь Ксении и Магдалины Южно-Уссурийского Богородице-Рождественского монастыря, 12 мая 2009.

Редакция текста от: 30.09.2009 14:16:57

"ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google