Игум. Сергий (Озеров) |
В миру Павел Георгиевич Озеров, родился в 1862 году в с. Облучье Новгородской губ. в крестьянской семье. Окончил Лисинское лесное училище, поступил в Санкт-Петербургский Лесной институт, но сведений об окончании института нет. Был лесничим в Вологодской губернии ("6 лет служил по лесному ведомству").
Сильное влияние на него оказали труды святителя Игнатия (Брянчанинова), которые могли быть прочитаны им еще в юности. Эти книги он любил в течение всей своей жизни.
13 ноября 1893 года поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, проходил послушание в скиту во имя Всех святых под руководством опытных старцев [1].
10 апреля 1895 года послушники Валаамского монастыря Павел Озеров и Вукола Богданов были переведены в Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь, куда они и прибыли в августе того же года года. В связи с этим послушник Павел принял монашество с именем Сергий.
Строитель Шмаковского монастыря
Отцу Сергию принадлежит основная роль в развитии Шмаковского монастыря - Дальневостоного "Нового Афона". Будучи в сане иеромонаха, он принял управление обителью 1 января 1897 года [2]. Как настоятель отец Сергий был также и первым послушником в обители, не только управлявшим братией, но и служившим ей. В период его настоятельства, который продлился до 1923 года, новооснованная малая обитель достигла такого расцвета, что перед революцией претендовала на статус Лавры.
Настоятельский и духовный опыт отец Сергий приобрел на практике. Когда обитель более-менее устроилась, в 1900 году он отправился в поездку в Европейскую часть России. Можно предполагать, что в то время он обращался за советом к валаамским старцам. Известно, что он имел встречу со святым праведным Иоанном Кронштадтским, получил от него в подарок икону священномученика Исидора Юрьевского [3]. Эта поездка духовно укрепила отца Сергия в настоятельских и монашеских трудах.
8 апреля 1903 года возведен в сан игумена. С 1908 года - председатель Уссурийского Пресвятой Богородицы братства. Он также являлся благочинным женской Южно-Уссурийской Богородице-Рождественской обители.
В течение многих лет монастырской жизни отец Сергий был делателем "умной молитвы". Как несомненное проявление молитвенной настроенности и благодатной наполненности внутренней жизни объяснимы присущие отцу Сергию душевная ясность, спокойствие, незлобливость, терпение, кротость и излучаемое в глазах веселие, словно отблеск пасхальной радости.
Под руководством игумена Сергия в обители с самого начала ее деятельности главное внимание уделялось духовному развитию братии, испытанию ее совести через откровение помыслов и исповедь. В преддверии революционного 1917 года отец Сергий стяжал признание опытного духовного наставника. Так, во «Владивостокских епархиальных ведомостях» сохранились сведения о том, что в 1914 году группа почитателей отца Сергия подарила ему золотой наперсный крест от имени духовенства и паствы Владивостокской епархии. Среди многих обращенных к нему благодарственных слов читаем:
В воспоминаниях игумена Андроника (Трубачева) и опрошенных им лиц также немало свидетельств о старческом даре отца Сергия. По словам монахини Антонии:
Однако сам он скромно относился к своему дару, поэтому наставлял братию не от себя, а в согласии со святыми отцами. В обители действовала библиотека и привилась любовь к чтению книг святых отцов о монашестве. Сам отец Сергий переписывал в тетрадь отдельные «крупицы» опыта святых отцов – «Заветы инокам», которые монастырь стал издавать с 1909 года.
Когда монастырь впервые подвергся разорению красноармейцами в июле-августе 1918 года подавляющая часть братии покинула монастырь, опасаясь беззаконной расправы. После ухода красных в сентябре того же года возвратились игумен Сергий с братией и начали восстанавливать обитель. Однако, после окончательного утверждения в Приморье советской власти дни монастыря были сочтены. В октябре 1924 года обитель была объявлена закрытой под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. В рассеянии братия обители продолжали общение с архимандритом Сергеим, ставшим для них истинным аввой.
После изгнания из обители
После ухода из закрытой Уссурийской обители архимандрит Сергий служил в Иркутском Вознесенском монaстыре до 1928 года, где сосредоточилась и часть братии. Однако, отца Сергия и его старейшего сподвижника - Германа - влекло на Валаам. Как свидетельствует отец Николай Сушко, оба намеревались вернуться туда. Надеясь на содействие митрополита Сергия (Страгородского), архимандрит Сергий приезжал в Москву, но вернуться на Валаам не смог.
В 1928 году отец Сергий поселился в Ростове Великом и служил в приходском храме Ростовского Кремля. Там отца Сергия посетили его ближайшие сподвижники и ученики: игумены Герман и Пантелеимон, иеромонах Павел, иеродиакон Маврикий (впоследствии архимандрит, благочинный Троице-Сергиевой Лавры). По свидетельству лиц, близких архимандриту Сергию, митрополит Сергий (Страгородский) вызывал его в Москву для назначения на архиерейскую кафедру, но отец Сергий отклонил это предложение и назвал другого кандидата - бывшего духовника Уссурийских иноков игумена Пантелеимона (Максунова), который и был хиротонисан, после чего вскоре сгинул в тюрьме. Отец Сергий очень скорбел о безвременной кончине своего друга, почитал владыку как священномученика, принявшего страдальческий крест вместо него.
7 сентября 1929 года о. Сергий был арестован в Ростове в связи с "делом" епископа Димитрия (Любимова) по делу Ивановского филиала "Истинно Православной Церкви". Обвинялся как "участник Ивановского филиала контрреволюционной организации "ИПЦ", контрреволюционная деятельность, антисоветская агитация". Проходил по групповому "делу духовенства Ивановской Промышленной области, 1930г.". 3 января 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был приговорен к трем годам лишения свободы, наказание отбывал в Котласском лагере.
После освобождения из лагеря в 1931 году был отправлен на поселение в г. Юрьев-Польский Владимирской обл.
Он уже не служил, но жил напротив монастыря за собором, в небольшом домике на тихой улочке. Тесная комнатка напоминала монашескую келью. Отец Сергий жил в большой бедности, лишившись права на продовольственную карточку. Питался он скудно. Ему помогали посылки из Иркутска и других мест. Но и из этих источников он старался уделить нуждающимся - приезжим и приходящим, гостеприимно угощая их тем, что присылали, а чаще - свежим салатом с грядки, сухариками и чаем, заваренным мятой, радушно приготовленным Софией Александровной Шаровой, которая самоотверженно служила отцу Сергию во все годы гонений. Она последовала за ним из Владивостока и опекала уже больного в старости до самого ареста. Перед угощением и после него в доме отца Сергия всегда звучала неспешная молитва.
Отец Сергий любил братию Свято-Троицкой обители, оставаясь их духовным отцом, а также наставлял и сестер Рождество-Богородицкой обители, бедствующих в изгнании.
8 марта 1937 года был вновь арестован. 9 сентября того же года тройкой при УНКВД СССР Ивановской Промышленной обл. осужден по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 9 сентября 1937 года в г. Александрове Владимирской области.
22 июня 1993 года был реабилитирован прокуратурой Ивановской обл. по 1930 году репрессий.
Документы, литература
- РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209., л. 156 об.–157.
- Владивостокские епархиальные ведомости, 1914, № 2, 15.
- "Чествование отца настоятеля Уссурийского Свято-Троицкого монастыря игумена Сергия духовенством и паствой Владивостокской епархии 8 июля 1914 года", Владивостокские епархиальные ведомости, 1 августа 1914, 165.
- ЖМП, 1986, № 11, 31.
- Андроник (Трубачев), игум., Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове), Сергиев Посад, 1987, машинопись.
- Валаамский патерик, Москва, 2001, 162, 170
Использованные материалы
- Иннокентий (Ерохин), игум., "История Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря", ЖМП, 2006, № 2:
- Алтухов, А., "Отцы Герман и Сергий - основатели и строители Шмаковского монастыря", старая версия официального сайта Владивостокской епархии:
- Биография на сайте "Русское Православие"
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Валаамский патерик, Москва, 2001, 162, 170.
[2] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_5810 приводит версии даты - 25 ноября 1896 года или 2 января 1897 года.
[3] Андроник (Трубачев), игум., Воспоминания об архимандрите Сергии (Озерове), Сергиев Посад, 1987, машинопись, 27.
[4] "Чествование отца настоятеля Уссурийского Свято-Троицкого монастыря игумена Сергия духовенством и паствой Владивостокской епархии 8 июля 1914 года", Владивостокские епархиальные ведомости, 1 августа 1914, 165.