д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 11:41:27 |
|
Всё время думаю о "нерусских" и местных памятях. Если посмотреть правде в глаза, то такой календарь, как в "Древе" (замечательный, единственный в своём роде!), именно тем и ценен, что в отличие от окаменевшего (за редкими исключениями, связанными к тому же с равнодушием и формальным подходом со стороны готовящих материалы для синодальных решений, а потом столь же равнодушно и формально, с ошибками их реализующих) официального календаря нашей Церкви (никого не желаю осуждать, просто констатирую факт) - отрадное явление, расширяющее представление о Церкви до подлинных масштабов её Вселенскости во времени и пространстве. Мне, грешному, кажется, что всякое боязливое (как бы чего не вышло) сдерживание этого расширения ведёт в тупик. Имею совершенно конкретные предложения. Навязывать не хочу, но, может быть, буду услышан. Предлагаю *отменить запрет на включение в персональные статьи любых памятей святых из календарей других Церквей и местных. Но при этом обязательно ввести для таких памятей дополнительные отличительные МЕТКИ (они могут быть такими или иными, пока важен принцип). 1) Памяти святых из официального календаря РПЦ - без меток. 2) Памяти святых, чьих имён нет в официальном календаре РПЦ, но есть в календарях других Церквей, а также местночтимых - МЕТКА (как это уже принято в "Древе"): (Греч.), (Укр.), (Рязан.) и т. п. При официальном внесении таких памятей в русский месяцеслов метка должна удаляться. 3) Памяти святых, чьих имён нет в официальном календаре РПЦ, но "легитимизированные", т. е. фактически разрешённые в качестве литургических памятей Русской Церкви, путём включения их в "расширенные" месяцесловы вроде 2 и 3 томов "Настольной книги священнослужителя", содержания "зелёных" Миней и подобные (могущие, напр., появиться в будущем) - МЕТКА: (Греч.▪). Примечание. Возможно, в перечень таких "расширенных" месяцесловов сразу следует включить англоязычный сегмент календаря на Православии.ру как выходящий безусловно под контролем Церкви, и на который во многом опираются многие православные Интернет-ресурсы, а также раздел англоязычной Википедии "EasternOrthodoxliturgics" и портал "http://orthodoxwiki.org" . 4) Памяти как в предыдущем пункте, но о которых в "расширенных месяцесловах" отсутствуют сведения об их первичном источнике (в НКС и Минеях не всегда есть указания вроде "(Греч.)" или "(Болг.)") - МЕТКА: (▪). (Долго думал, какой бы значок использовать вместо "▪". Плюс - уже используется в качестве символы даты кончины; звёздочка - используется для выделения* и формировании списков, да и может наводить на ложную мысль о наличии сноски. Может, кто-нибудь посоветует иные варианты? Только с учётом того, чтобы знак в скобках (как в пункте 4) смотрелся нормально.) 5) Памяти святых, чьи имена есть в официальном календаре РПЦ, но в других Церквях (или местно) отмечаемые в другие дни - МЕТКА: , . Очень прошу подумать и высказаться модераторов и всех заинтересованных лиц. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4750 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 12:10:33 в ответ на "ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (д. Александр Васильев) |
|
Я считаю, что дополнительных меток не нужно, сложившихся меток вполне достаточно. Я не знаю, кто и из каких источников составляет английский календарь "Православия.RU", поэтому полагаю, что он может использоваться лишь "для сведения", совместно с другими источниками. Ставить память с пометкой "местн. ?" вдвойне бессмысленно: во-первых, не указана местность почитания, во-вторых, знак вопроса вовсе лишает пометку смысла. Мы много лет добавляем и будем добавлять памяти в календарь "Древа", но всегда с рассуждением и с критической оценкой источника. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 13:43:27 в ответ на "ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (д. Александр Васильев) |
|
> Мне, грешному, кажется, что всякое боязливое (как бы чего не вышло) сдерживание этого расширения ведёт в тупик.
Меня в этом деле "смелость" прельщает меньше "боязливости". Но в любом случае, думаю можно согласиться что целью должна быть не одна из этих крайностей, а Царский путь. > Имею совершенно конкретные предложения.
> 1) ...
> 2) ...
> 3) Памяти святых, чьих имён нет в официальном календаре РПЦ, но "легитимизированные", т. е. фактически разрешённые в качестве литургических памятей Русской Церкви, путём включения их в "расширенные" месяцесловы вроде 2 и 3 томов "Настольной книги священнослужителя", содержания "зелёных" Миней и подобные (могущие, напр., появиться в будущем) - МЕТКА: (Греч.▪).
> 4) Памяти как в предыдущем пункте, но о которых в "расширенных месяцесловах" отсутствуют сведения об их первичном источнике (в НКС и Минеях не всегда есть указания вроде "(Греч.)" или "(Болг.)") - МЕТКА: (▪).
> 5) Памяти святых, чьи имена есть в официальном календаре РПЦ, но в других Церквях (или местно) отмечаемые в другие дни - МЕТКА: , .
По-моему слишком громоздко. По поводу пунктов 3) и 4) предлагаю исходить из того что святого в первую очередь почитают там, где он подвизался, и в том народе, к которому он принадлежал. Если память опубликована в НКС или Минеях - ей следует найти место и в "Древе". А поместная метка вторична - если она есть в оригинале, то пусть будет и у нас; если нет - её надо сделать сообразно со здравым смыслом и тщательным прочёсыванием календарей поместных Церквей/епархий которые с большей вероятностью чтут данного святого. Пункт 5) кажется ненужным - разные памяти можно расписать в персональной странице, а в календаре оставить только основную, по официальному календарю Русской Церкви. |
||
Ответить | ||
Дмитрий181292 пользователь Православие, РПЦ МП Сообщений: 447 Дата регистрации: 13.06.2011 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 14:12:00 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Однозначно писать всех святых, чтобы был полный календарь.... |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 14:56:45 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> "смелость" прельщает меньше "боязливости".
Почему? Боящийся несовершен в любви (1Ин.4:18)! Сказано после того, как в Писании многократно отмечена важность страха Божия - потому что есть нечто большее, чем страх! > Но в любом случае, думаю можно согласиться что целью должна быть не одна из этих крайностей, а Царский путь.
Однако Ваш ответ означает прсто: "Нет". > > Имею совершенно конкретные предложения.
> По-моему слишком громоздко. По поводу пунктов 3) и 4) предлагаю исходить из того что святого в первую очередь почитают там, где он подвизался, и в том народе, к которому он принадлежал.
Ого! Прощай, святителю отче Николае Мирликийский! Прошай, отче Николае Японский - Илья Николаевич тебя чтит правильно, а я - во вторую очередь! Обойдусь... Петром Могилой! Простите, но не согласен категорически. Вы фактически предлагаете одну из крайностей. Первая представлена 1/ нынешней редакцией Тупикона - где есть только "вселенские" (на самом деле - МЕСТНЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ памяти, а русские - факультативны, и 2/ предыдущей редакцией, крайность которой попытались повторить при издании "зелёных" Миней, поставив русских святых на первое место в ущерб вселенским (немного огрубляю, конечно, но тенденцию обозначаю верно). Нет, Церковь едина во времени и пространстве, она не ограничена никакими рамками, кроме, естественно, канонических границ Православной Церкви. мы молимся святым, которые жили где угодно и говорили при жизни на любом языке! Календарь - не богослужебные указания, а каталог. В соседней частной теме Незнайка написал: > Наивно полагать, что в средние века существовала некая электронная база данных календарей, полностью неизменная во все уголках необъятной византийской империи. В том то все и дело, что на основе всех этих некоторых календарей был сформирован современный греческий синаксарь и потом - русский.
У нас такая возможность есть! Ей позавидовали бы святители Макарий с Димитрием стремившиеся сделать такой каталог полным! Ещё раз прошу не спешить. Прежде принятия окончательных решений почитайте внимательно и непредвзято работу иг. Андроника здесь: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy...tml > Если память опубликована в НКС или Минеях - ей следует найти место и в "Древе". А поместная метка вторична - если она есть в оригинале, то пусть будет и у нас; если нет - её надо сделать сообразно со здравым смыслом и тщательным прочёсыванием календарей поместных Церквей/епархий которые с большей вероятностью чтут данного святого.
Совершенно справедливо. Я так и делаю, кстати. > Пункт 5) кажется ненужным - разные памяти можно расписать в персональной странице, а в календаре оставить только основную, по официальному календарю Русской Церкви.
В том-то и дело, что пока официальный календарь РПЦ находится практически на точке замерзания, необходимо (на мой взгляд), максимально расширяя базу нашего календаря, оставлять в то же время пользователям возможность соотнесения её с официальной. Громоздко? Да ну, введение двух дополнительных меток, которые легко объяснять на главной странице "Календаря" http://drevo-info.ru/calendar.html сразу под заголовком! Угловые скобки вводятся с клавиатуры; "чёрный квадратик" можно заменить чем-то другим. Важен принцип. Почему мы всегда боимся сделать лучше и больше? Тем более, что разница между старыми и новыми границами (для наглядности которой я и предлагаю расширить номенклатуру меток), не будет скрыта? > Некоторые вещи сделать очень просто, но мешает "замыленный" глаз и привычка...
Это написал Александр Иванов - правда, совсем по другому поводу. Но - очень точно. Написал уже ПОСЛЕ того, как написал вот это: > Я считаю, что дополнительных меток не нужно, сложившихся меток вполне достаточно.
Александру Иванову > Я не знаю, кто и из каких источников составляет английский календарь "Православия.RU"
А Вы точно знаете, кто и из каких источников составлял изобилующие ошибками официальные календари - и наш, и греческий? Ошибки - дело вполне понятное, все мы живые люди, а основы календарей закладывались в докомпьютерную эпоху, ошибки накапливались в течение поколений... > Ставить память с пометкой "местн. ?" вдвойне бессмысленно: во-первых, не указана местность почитания, во-вторых, знак вопроса вовсе лишает пометку смысла.
1) Пометку "(местн.)" я не придумал, а подсмотрел в "Древе"! Не вспомню, в какой именно статье, но именно в "Древе"! Согласен, не лучший вариант, лучше бы его избегать. Но если нет другого варианта, почему нет? Знак вопроса не лишает смысла, а указывает на имеющиеся сомнения, могущие в принципе быть развеянными. > Мы много лет добавляем и будем добавлять памяти в календарь "Древа", но всегда с рассуждением и с критической оценкой источника.
Боящийся несовершен в любви (1Ин.4:18)! |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 15:26:02 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (д. Александр Васильев) |
|
> > По поводу пунктов 3) и 4) предлагаю исходить из того что святого в первую очередь почитают там, где он подвизался, и в том народе, к которому он принадлежал.
> Ого! Прощай, святителю отче Николае Мирликийский! Прошай, отче Николае Японский - Илья Николаевич тебя чтит правильно, а я - во вторую очередь! Обойдусь... Петром Могилой!
Не понял Вас. Все три названные Вами святых - общецерковные. А я говорил о малоизвестных местных памятях. Под словами "в первую очередь" я не имел в виду, как Вы написали, "правильно", а именно - в первую очередь. Иными словами я хотел выразить, что "если святой N уже почти везде забыт, наиболее вероятными точками его почитания являются наиболее связанные с ним - т.е. места его служения и группы людей наиболее с ним связанные". > Ещё раз прошу не спешить. Прежде принятия окончательных решений почитайте внимательно и непредвзято работу иг. Андроника здесь: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/trubachev_kanonizatsiya_svy...tml
Не спешить - хорошее дело. Прежде чем дальше писать в эту тему - прочту. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 15:59:56 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Не спешить - хорошее дело. Прежде чем дальше писать в эту тему - прочту.
Вот и хорошо. А я пока поспорю с одним Вашим тезисом: > "если святой N уже почти везде забыт, наиболее вероятными точками его почитания являются наиболее связанные с ним - т.е. места его служения и группы людей наиболее с ним связанные".
Когда где-нибудь есть непочитаемая святыня - храм, например, в Турции, мы к этому как относимся? Плохо. И хотим, чтобы положение изменилось, хотя мало что можем для этого сделать, разве что молиться да ещё очень осторожно просить правительство чужой страны. Не так ли? Когда мощи великого и безусловно вселенского святого, находящиеся у католиков, не имеют должного почитания, мы к этому как относимся? Плохо. Но поскольку святыней владеем не мы, то скандалов не устраиваем, а пользуясь братским отношением католиков к нам, сами почитаем эти мощи как можем - поклонением, служением молебнов возле них и т. д. Когда святой N по разным причинам "уже почти везде забыт", он продолжает оставаться одним из святых Церкви. Другое дело, что по нерадению земных членов той же Церкви память о нём сохраняется исключительно в виде записей в месяцесловах. Почему же мы не хотим исправить такое положение? Ведь для этого надо - на первом этапе - всего лишь записи в локальных месяцесловах превратить в записи в не-локальном месяцеслове! Заставить почитать святого (и любую святыню) нельзя, но создать возможность, сообщив об этом святом вне пределов его "наиболее вероятного почитания" - необходимо. Илья Николаевич, согласитесь, что само по себе наличие множества имён святых в официальном календаре РПЦ вовсе не означает, что все они реально почитаемы в ней. В лучшем случае диакон в молитве литии назовёт их имена, да и то переврав безбожно, да и то не всегда и не всех. Но если вдруг Синод решит вычеркнуть таких "святых второго ряда" из официального календаря, я буду возмущён (хотя, возможно, из послушания не стану возглашать об этом на кровлях). Давайте не только не вычёркивать, но и не препятствовать добавлению! |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 16:08:06 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Да, и ещё раз обращу Ваше внимание на следующее. Календарь (наш) - это всего лишь каталог, но систематизированный, могущий быть использованным при подготовке к богослужению, но не налагающий обязательств. Само по себе наличие имени святого в нашем календаре не обязывает служить ему службу, если этого не хотят, или посвящать ему храмы. Поэтому давайте не будем бояться сделать его по возможности наиболее полным! |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 22:39:01 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Одна цитата из Трубачёва - как раз по теме: > ...на 155-м заседании [Поместного] Собора [Русской Церкви 1017-1918 гг.] 3.09.1918 было принято определение «О порядке прославления святых к местному почитанию», которое после утверждения Совещанием епископов 8.09.1918 получило статус соборного Деяния. В определении говорилось: « 10. Имя [местночтимого] святого вносится в общецерковный месяцеслов с указанием о местном праздновании святому» (Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 25–26).
|
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 22:43:51 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Местные святые Русской Церкви - в общерусский календарь с пометками. Даёшь всеправославный календарь со ВСЕМИ местными с пометками! =) |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"
23.02.2015 22:47:04 в ответ на "Re: ПРЕДЛОЖЕНИЕ: принципы формирования календаря в "Древе"" (д. Александр Васильев) |
|
> 13. Причтение местночтимого святого к лику общецерковных святых принадлежит Священному Собору Российской Церкви. Но до такого прославления служба ему как святому может быть совершаема по желанию чтущих его лиц повсеместно.
|
||
Ответить |