Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АНФИМ АФИНСКИЙ"

Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 5110
Дата регистрации: 17.01.2005
Николае о лике святости
29.10.2025 15:34:07

Мне непонятно, в связи с чем был изменен лик святости св. Анфима.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 19:11:26 в ответ на "Николае о лике святости" (Александр Иванов)

> Мне непонятно, в связи с чем был изменен лик святости св. Анфима.
Писала ранее: https://drevo-info.ru/forum/23416.html и https://drevo-info.ru/forum/topic/23414.html Автор статьи о нем Λάμπρος Σκόντζος пишет о нем - Святой .. "Άγιος Άνθιμος Μητροπολίτης Αθηνών και Ευρίπου, ο Νέος Ομολογητής",

И в календаре

"Άγιος* Άνθιμος Αθηνών και Ευρίπου και Πρόεδρος Κρήτης ο Ομολογητής", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής ("Православный месяцеслов") https://www.saint.gr/43/saint.aspx

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 19:26:11 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Николая)

> > Мне непонятно, в связи с чем был изменен лик святости св. Анфима.
> Автор статьи о нем Λάμπρος Σκόντζος пишет о нем - Святой .. "Άγιος Άνθιμος Μητροπολίτης Αθηνών και Ευρίπου, ο Νέος Ομολογητής",
> И в календаре
> "Άγιος* Άνθιμος Αθηνών και Ευρίπου και Πρόεδρος Κρήτης ο Ομολογητής", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής ("Православный месяцеслов")

У греков отсутствует понятие "святитель" как определение лика! У нас он, вне всяаого сомнения, должен именоваться святителем. А "исповедник" - это не лик святости, а дополнительное определение.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 19:28:46 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Донатас Таутер)

> У греков отсутствует понятие "святитель" как определение лика! У нас он, вне всякого сомнения, должен именоваться святителем. А "исповедник" - это не лик святости, а дополнительное определение.
Почему не просто святой как у греков (Агиос)? Он скончался погребенный в яме, тогда - священномученик. Но придумывать сами не можем.

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 19:31:37 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Николая)

> > У греков отсутствует понятие "святитель" как определение лика! У нас он, вне всяаого сомнения, должен именоваться святителем. А "исповедник" - это не лик святости, а дополнительное определение.
> Почему не просто святой как у греков (Агиос)?

Полистайте календарь: у греков ВСЕ те, кто у нас "святители" - просто "святые". У них такого СЛОВА нет, а у нас есть.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 19:36:35 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Донатас Таутер)

> Полистайте календарь: у греков ВСЕ те, кто у нас "святители" - просто "святые". У них такого СЛОВА нет, а у нас есть.
Как-то ранее на "Древе" были случаи решение подобных недоумений? И чем кончалось разбирательство - что принималось? Как примете с модератором, так пусть и будет.. Поправлю и... дополнить есть чем еще.

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 21:27:23 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Николая)

> > Полистайте календарь: у греков ВСЕ те, кто у нас "святители" - просто "святые". У них такого СЛОВА нет, а у нас есть.
> Как-то ранее на "Древе" были случаи решение подобных недоумений? И чем кончалось разбирательство - что принималось? Как примете с модератором, так пусть и будет.. Поправлю и... дополнить есть чем еще.

Я ничего здесь принимать или не принимать не могу, на то есть хозяин сайта. Что касается "подобных недоумений", то они, насколько я помню, ни разу не возникали: святой в епископском сане всегда в русской традиции именуется святителем - кроме тех, кто прославлен как преподобный (либо закончил жизнь как монах в монастыре, либо отличался именно монашескими добродетелями на своем святителском месте) или священномученик.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: Николае о лике святости
29.10.2025 21:56:36 в ответ на "Николае о лике святости" (Александр Иванов)

> Мне непонятно, в связи с чем был изменен лик святости св. Анфима.
на "Древе" - "к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых." Епископ Критский Анфим окончил свою жизнь в заточении (будучи замучен католиками), близко к тому, т.е так, как священномученик Ермоген Московский.

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: Николае о лике святости
30.10.2025 01:21:35 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Николая)

> > Мне непонятно, в связи с чем был изменен лик святости св. Анфима.
> на "Древе" - "к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых." Епископ Критский Анфим окончил свою жизнь в заточении (будучи замучен католиками), близко к тому, т.е так, как священномученик Ермоген Московский.

И тем не менее, нет такого лика - "исповедник". Это дополнительный эпитет, прилагаемый святым разных ликов святости: святитель Акакий, епископ Антиохийский, исповедник; святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, исповедник; преподобный Василий Декаполит, исповедник; преподобный Максим Исповедник (иногда это слово, как и "чудотворец", приобретало устойчивую связь с именем); святой Вусирис Анкирский, исповедник; святой Сергий (Георгий) Константинопольский, исповедник.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: Николае о лике святости
30.10.2025 08:45:51 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Донатас Таутер)

> И тем не менее, нет такого лика - "исповедник". Это дополнительный эпитет,
> святой Вусирис Анкирский, исповедник;
Тогда в календаре и здесь ВУСИРИС у имени Вусирис менять на св. (святой) https://drevo-info.ru/articles/2592.html? Везде просмотреть потом по возможности, такое предложение?

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: Николае о лике святости
30.10.2025 15:16:19 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Николая)

> > И тем не менее, нет такого лика - "исповедник". Это дополнительный эпитет,
> > святой Вусирис Анкирский, исповедник;
> Тогда в календаре и здесь ВУСИРИС у имени Вусирис менять на св. (святой) https://drevo-info.ru/articles/2592.html? Везде просмотреть потом по возможности, такое предложение?

Если специально начать устранять подобные неточности, никаких лимитов не хватит. Если попадутся "по дороге" при редактировании - видимо, следует исправлять.

Впрочем, последнее слово - не за мной. Спросите, как считает А. Ю.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: Николае о лике святости
30.10.2025 15:21:55 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Донатас Таутер)

> Впрочем, последнее слово - не за мной. Спросите, как считает А. Ю.
Надеюсь, А.Ю. прочитает наш диалог, возникший под его вопросом о лике святости. Конечно, по возможности, а не специально выбирая, будем, если он примет решение, исправлять подобное.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 5110
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 16:05:18 в ответ на "Re: Николае о лике святости" (Донатас Таутер)

> А "исповедник" - это не лик святости, а дополнительное определение.

Интересно, что-то новое для меня, это утверждение прямо закреплено где-то или выведено эмпирически? У нас одинаково определяются термины "мученик" и "исповедник" - "древнейший сонм святых, прославленных за..." Т.е., на первый взгляд, не видно, что первое - "лик святости", а второе - "дополнительное определение".

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 16:50:30 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Александр Иванов)

> > А "исповедник" - это не лик святости, а дополнительное определение.
> Интересно, что-то новое для меня, это утверждение прямо закреплено где-то или выведено эмпирически? У нас одинаково определяются термины "мученик" и "исповедник" - "древнейший сонм святых, прославленных за..." Т.е., на первый взгляд, не видно, что первое - "лик святости", а второе - "дополнительное определение".

Дополнительные определения (чисто условное, рабочее название) - распространенные, как свт. Николай Чудотворец, прп. Максим Исповедник, вммч. Димитрий Мироточивый; индивидуальные - ихже несть числа. Используются наряду с ликами святости, отдельно от них.

Календарь МП:

Достаточно? Замечу, что в официальном календаре МП попытки скрестить ежа с ужом вроде "священноисповедник", "преподобноисповедник не употребляются, как и "исповедник" в качестве лика святости.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 5110
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 17:24:06 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Донатас Таутер)

> > > А "исповедник" - это не лик святости, а дополнительное определение.

Т.е. выведено эмпирически) Логика в таком выводе вроде есть, но базы нет, чтобы фиксировать такой вывод у нас. Впрочем я согласен, что "исповедник, святитель" будет нормально в данном случае. При этом "исповедник" - вполне конкретный термин, его не стоит добавлять к имени в тексте статьи.

> Замечу, что в официальном календаре МП попытки скрестить ежа с ужом вроде "священноисповедник", "преподобноисповедник не употребляются,

Тут я согласен, мне эти конструкты тоже никогда не нравились, давайте от них откажемся.

> как и "исповедник" в качестве лика святости.

Пусть так, я тоже не знаю примеров обратного. Хотя РПЦ все менее похожа на эталон, на который хотелось бы равняться. Со своим курсом на "суверенность" она уверенно идет на раскол, а сращивание с государственной машиной пропаганды заставляет ее генерировать новые церковные смыслы, мягко говоря, граничащие с ересью. Хотя... Вероятно, я все еще в какой-то мере идеализирую другие православные Церкви. Печально все это.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 17:31:30 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Александр Иванов)

> Впрочем я согласен, что "исповедник, святитель" будет нормально в данном случае. При этом "исповедник" - вполне конкретный термин, его не стоит добавлять к имени в тексте статьи.
У греков "Анфим новый Исповедник" - название статьи о нем.

У нас будет в шапке : Анфим, архиепископ ...., и в конце - святитель, исповедник. Так, да?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 5110
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 17:33:57 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Николая)

> > Впрочем я согласен, что "исповедник, святитель" будет нормально в данном случае. При этом "исповедник" - вполне конкретный термин, его не стоит добавлять к имени в тексте статьи.
> У греков "Анфим новый Исповедник" - название статьи о нем.
> У нас будет в шапке : Анфим, архиепископ ...., и в конце - святитель, исповедник. Так, да?

Все верно, только порядок: исповедник, святитель

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 17:37:00 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Александр Иванов)

> Все верно, только порядок: исповедник, святитель
Ладно, только на "Древе", например, в других статьях (Νέος Ομολογητής) - у имени стоит "Георгий (Карслидис), Новый Исповедник".

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 5110
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 17:43:21 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Николая)

> > Все верно, только порядок: исповедник, святитель
> Ладно, только на "Древе", например, в других статьях (Νέος Ομολογητής) - у имени стоит "Георгий (Карслидис), Новый Исповедник".

На мой взгляд, это неправильно. Слово "исповедник" может употребляться как часть имени в заголовке статьи (Максим Исповедник), но в тексте лучше бы писать его отдельно, со ссылкой. Это все-таки конкретный термин, характеризующий подвиг святого.

Хотя везде нужно рассуждение, надо смотреть по ситуации. Прп. Никита Стифат в "Житии прп. Симеона Нового Богослова" называет своего духовного отца прп. Симеона "священномучеником, исповедником и великим учителем Церкви Христовой" (ἱερομάρτυς κα ὁμολογητὴς κα μέγας διδάσκαλος τῆς ἐκκλησίας Χριστοῦ) - https://pravenc.ru/text/675007.html. Прп. Симеон, как известно, скончался мирно.

Ответить
Николая
пользователь
Православная

Сообщений: 822
Дата регистрации: 26.10.2024
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 17:51:09 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Александр Иванов)

> Слово "исповедник" может употребляться как часть имени в заголовке статьи (Максим Исповедник), но в тексте лучше бы писать его отдельно, со ссылкой. Это все-таки конкретный термин, характеризующий подвиг святого.
Соглашусь. Анфим Критский, исповедав православие, скончался в яме-тюрьме. Священномучеником он не назван у греков. Оставим как Вы сказали, исправлю при новой редакции. Спасибо за пояснения.

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: исповедник как дополнительное определение?
30.10.2025 18:37:47 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Александр Иванов)

> Пусть так, я тоже не знаю примеров обратного. Хотя РПЦ все менее похожа на эталон, на который хотелось бы равняться. Со своим курсом на "суверенность" она уверенно идет на раскол, а сращивание с государственной машиной пропаганды заставляет ее генерировать новые церковные смыслы, мягко говоря, граничащие с ересью. Хотя... Вероятно, я все еще в какой-то мере идеализирую другие православные Церкви. Печально все это.

Мне, из моего киевского далека, очень хочется сказать Вам слова поддержки. Да, "мирового Православия" больше нет, увы. Мы (УПЦ) были первыми, кого открыто предал Константинополь; а потом нас предала и Церковь-Мать - сперва молчаливо согласившись с 2014-м годом (хотя патриарх тогда не почтил кремлёвское собрание своим присутствием, послав туда вл. Ювеналия), а потом открыто уставми патриарха поддержав февраль 2022-го.

Однако Церковь - это богочеловеческий организм, Тело Христово, глава Которого - Христос. И даже когда Чаша в руках у патриарха-безбожника или священника-конформиста, ее Содержимое не меняется. О владыках-лицемерах сказал и Господь ("Что они говорят вам, делайте, по делам же их не поступайте"), и Серафим Саровский, свидетельствовавший, что Христос сказал: "Не помилую их". Без Чаши - нам, слабым немощным людям последних времён, не спастись, а Чаша - только в Церкви. Что бы в ней не творилось. Держитесь Церкви - в ваших краях это РПЦ, другой нет. Помоги Вам Господь!

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 5110
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: времена и нравы
31.10.2025 07:09:55 в ответ на "Re: исповедник как дополнительное определение?" (Донатас Таутер)

Спасибо за добрые слова.

> О владыках-лицемерах сказал и Господь ("Что они говорят вам, делайте, по делам же их не поступайте")

Проблема в том, что ситуация сейчас отличается от прежних времен, когда были просто "попы на мерсах" и с амвона никто не учил, например, стяжательности. Сейчас обладатели золотых шапок (интересно, была ли отсылка в "Волшебнике Изумрудного города" намеренной?) не просто ведут двойную жизнь, у них не просто слово расходится с делом. Они теперь становятся политруками экс кафедра. Не все что они говорят нужно делать, нужно фильтровать, "пасти пастырей". И ведь где-то есть предел, за которым Поместная Церковь перестает быть Церковью.

Впрочем, ничего нового. Меня перестал удивлять исторический факт славословий РПЦЗ в адрес Гитлера. В любом времени легко найти церковные панегирики любым военным действиям своего правителя. Случаи, когда Церковь не поддерживала войну своего князя - крайне редкие исключения. С этой точки зрения, вроде бы все в порядке. Но что-то мне мешает признать эту ситуацию нормой.

Ответить
Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: времена и нравы
31.10.2025 11:27:03 в ответ на "Re: времена и нравы" (Александр Иванов)

> Проблема в том, что ситуация сейчас отличается от прежних времен, когда были просто "попы на мерсах" и с амвона никто не учил, например, стяжательности. Сейчас обладатели золотых шапок (интересно, была ли отсылка в "Волшебнике Изумрудного города" намеренной?) не просто ведут двойную жизнь, у них не просто слово расходится с делом. Они теперь становятся политруками экс кафедра. Не все что они говорят нужно делать, нужно фильтровать, "пасти пастырей". И ведь где-то есть предел, за которым Поместная Церковь перестает быть Церковью.
> Впрочем, ничего нового. Меня перестал удивлять исторический факт славословий РПЦЗ в адрес Гитлера. В любом времени легко найти церковные панегирики любым военным действиям своего правителя. Случаи, когда Церковь не поддерживала войну своего князя - крайне редкие исключения. С этой точки зрения, вроде бы все в порядке. Но что-то мне мешает признать эту ситуацию нормой.

Я вижу и, поверьте, остро чувствую Вашу боль. Но позволю себе возразить против утверждения: "И ведь где-то есть предел, за которым Поместная Церковь перестает быть Церковью". Непреложно обещание Господа: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Человеческое лукавство на протяжении более двух тысяч лет все больше отягощало богочеловеческий организм Церкви. Но единство Церкви обеспечивается не консолидацией вокруг какой-то отдельно взятой патриаршей кафедры, а вокруг Христа. В этом смысле, как вполне согласно с учением Церкви говорит Кураев, "каждый приход автокефален". Что оставалось делать Украинской Церкви, сперва преданной Константинополем, а потом и патриархом, который с амвона стал проповедовать даже не ересь (потому что ересь - это искаженное христианство), а безбожие? Прочесть вторую половину (которую никто не читает) 15-го правила Двукратного собора: "Впрочем, если какой-нибудь пресвитер, или епископ, или митрополит удалится от общения со своим предстоятелем за то только, что тот проповедует всенародно какую-нибудь ересь, осуждённую святыми соборами или отцами, и будет удерживать общение с ним до соборного рассмотрения, — такой не только не подлежит епитимии, наложенной правилами, но достоин чести, подобающей православным, ибо он не осудил епископа, но лжеепископа и лжеучителя, и не расколом рассёк единство Церкви, но постарался оградить Церковь от расколов и разделений". Мы отложились от общения с предстоятелем, проповедующим худшее, чем ересь - безбожный джихад. Хорошо бы дождаться собора, который официально осудил бы этого лжеучителя. Но поскольку мировое Православие раскололось, это невозможно. Значит, будем пребывать и далее в статусе "фактической автокефалии" - как Американская Церковь. Благо никто не оспаривает ни вероучения УПЦ, ни апостольского преемства наших клириков, ни действительности таинств.

Вам тяжелее - в РФ не нашлось ни одного епископа, который бы возвысил свой бесстрашный голос против того, о чем написано выше. Осуждать их за это невозможно: страх есть страх. Как лихо расправляются в МП с инакомыслящими попами, видит весь мир. Однако пока нет соборного осуждения всего того, от чего у Вас болит душа, Вы не можете самостоятельно уйти от общения с единственной на территории РФ Церковью, в которой служат законные священники, совершающие законные действительные таинства. Вам не нужно признавать эту ситуацию нормой. Можно не слушать проповедь. Есть исповедь и причастие, и довольно с нас, - они пребудут до конца времён. Главное - оставаться в Церкви с ее таинствами, в каком бы внешне ужасающем состоянии она ни находилась.

Преподобный Серафим сказал однажды: "Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня" [1]. А золотые шапки и прочие плюшки - это их награда в этом мире, по слову Господа: "Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою" (Мф. 6:2, 6:5, 6:16); в мире же ином их ждёт другое воздаяние. НЕ станем радоваться этому, но это нужно знать.

Укрепи Господь Вас и всех, в ком жива христианская совесть.



[1]  НКС, т. 3, с. 601-602.

Ответить