Обсуждение статьи "ГЕОРГИЙ III ИВЕРСКИЙ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Модератору: зря удалили память.
06.08.2021 00:25:43

Имею в виду к памяти 13 мая пометку и ссылку:

> (Греч. [ ["Ὁ Ὅσιος Γεώργιος ὁ Ἴβηρας", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3153/sxsaintinfo.aspx] ],

(NB заодно: там в ссылке опечатка - дважды "- https".)

Эта память подтверждается и месяцесловом на оф. сайте Элладской Церкви:

и календарем на оф. сайте Фессалоникской митрополии:

  • Ὁ Ὅσιος Εὐθύμιος ὁ Νέος κτήτορας τῆς Μονῆς Ἰβήρων Ἁγίου Ὄρους / Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Ἴβηρ / Ὁ Ὅσιος Γεώργιος ὁ Ἴβηρ / Ὁ Ὅσιος Γαβριήλ ὁ Ἴβηρ

и еще кучей сайтов. А если Вы сомневаетесь, какой именно Георгий поминается 13 мая, то вот скриншот с Афонского календаря:

(временный файл)
(временный файл)
    • Аѳонскій Церковный Календарь 2017. - Святая Гора Аѳонъ: Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря, 2017 // По благословенію Игумена Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря Священно-архимандрита Еѵлогія. - С. 76.

Ответить
Гавриила
пользователь
православие

Сообщений: 1332
Дата регистрации: 27.07.2018
Re: Модератору: зря удалили память.
06.08.2021 10:21:15 в ответ на "Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

> ** Аѳонскій Церковный Календарь 2017. - Святая Гора Аѳонъ: Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря, 2017 // По благословенію Игумена Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря Священно-архимандрита Еѵлогія. - С. 76.
Пожалуйста, Александр Юрьевич, если будет возврат (Греч.) памяти... поставьте, в эту статью иллюстрацию
Преподобный Георгий III Иверский Святогорец (Мтацминдели), Афонский (Атонели)
Преподобный Георгий III Иверский Святогорец (Мтацминдели), Афонский (Атонели)
заодно... Заранее благодарю.

источники ее и подписи :

  • "Ἀπὸ τὸ Ἁγιολόγιο τῆς Γεωργίας ̔Ο Ὅσιος Γεώργιος Γ ́ ὁ Ἁγιορείτης ὁ ἐξ Ἰβηρίας, ὁ λεγόμενος Οἰκοδόμος, Ἡγούμενος τῆς Μονῆς τῶν Ἰβήρων" - https://www.imoph.org/pdfs/2021/07/06/20210706aOsiosGeorgios...pdf

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
06.08.2021 22:11:06 в ответ на "Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

Офф-топ, но любопытно! Только сейчас увидел на скриншоте курьез: в Афонский календарь память одного и того же святого попала дважды - как прп. Евфимия Иверского (+1028) из грузинского календаря и как прп. Евфимия Нового Иверского (+1028) из Афонского (т. е. греческого). Errare humanum est...

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4316
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 08:53:26 в ответ на "Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

В статье не зря стоит ремарка о путанице Георгия Строителя с Георгием III. Если посмотрим удаленную греческую ссылку https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3153/sxsaintinfo.aspx, то там явно указано, что св. Георгий, память которого отмечается 13 мая, стал настоятелем после Евфимия - "Ὁ Ὅσιος Γεώργιος ἐξελέγη ἡγούμενος τῆς μονῆς τῶν Ἰβήρων τοῦ Ἁγίου Ὄρους μετὰ τὴν παραίτηση τοῦ Ὁσίου Εὐθυμίου", а это явное указание на Георгия Строителя. На память 13 мая именно Георгия Строителя указывает и Макарий Симонопетрский [1]

В памяти РПЦЗ "Преп. Евѳимиiя, основателя Иверскаго монастыря на Аѳоне (1028) и его сподвижниковъ: Иоанна (998), Георгiя (1065) и Гаврiила (X)" явная ошибка. Георгий III не был сподвижником Евфимия (+ 1028), т.к. он прибыл в монастырь только в 1040 году. А Георгий Строитель как раз был сподвижником.



[1]  "Память преподобных Иоанна и Евфимия, основателей Иверского монастыря на Святой Горе Афон, и третьего игумена Иверского Георгия I", Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт., М.: Изд-во Московского Сретенского монастыря, 2011, т. V, с. 178-183.

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 12:13:36 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Александр Иванов)

Уважаемый Александр Юрьевич, мне ничего не остается как с Вами полностью согласиться. Действительно ведь все сходится. Но тогда не нужно было давать в статье о Георгии III ссылку на Афонский календарь. Ведь совершенно очевидно, что это ровно та же ошибка и путаница, что у РПЦЗ! Разница в том, что в Афонском нет слов "сподвижников его", ну и что? Коль скоро Вы действительно убедительно все разложили по полочкам (за что Вам огромное спасибо), зачем же Вы дрогнули под конец? ))) Убирайте эту ссылку и удаляйте мой скриншот, чтобы он никого не вводил в заблуждение!

Наверное, еще и сноску нужно сделать от абзаца о путанице, в которой как пример привести Афонский календарь и "Троицкий календарь" РПЦЗ, чтобы не возникло вопросов у тех, кто наткнется на эти ошибочные указания.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4316
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 13:57:18 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

> Но тогда не нужно было давать в статье о Георгии III ссылку на Афонский календарь. Ведь совершенно очевидно, что это ровно та же ошибка и путаница, что у РПЦЗ! Разница в том, что в Афонском нет слов "сподвижников его", ну и что?

В Афонском календаре указана дважды память Георгия (1028) и рядом же память Георгия (1067), которую я атрибутировал Георгию III. Мне кажется, нет повода игнорировать эту память. Значит, на Афоне празднуют двух Георгиев, имеют право)

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 14:15:47 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Александр Иванов)

> В Афонском календаре указана дважды память Георгия (1028) и рядом же память Георгия (1067), которую я атрибутировал Георгию III. Мне кажется, нет повода игнорировать эту память. Значит, на Афоне празднуют двух Георгиев, имеют право)

Вы невнимательно смотрели (да там ещё снимок с тенью, неудачный): дважды указана память одного и того же Евфимия (см. мой пост через один вверх), а НЕ Георгия!

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4316
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 14:27:43 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

> Вы невнимательно смотрели (да там ещё снимок с тенью, неудачный): дважды указана память одного и того же Евфимия (см. мой пост через один вверх), а НЕ Георгия!

Да, что-то перемкнуло) Убрал память

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 14:54:13 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Александр Иванов)

> > Вы невнимательно смотрели (да там ещё снимок с тенью, неудачный): дважды указана память одного и того же Евфимия (см. мой пост через один вверх), а НЕ Георгия!
> Да, что-то перемкнуло) Убрал память

Бывает. :)

Можно ещё, чтобы закончить историю с 13 мая, поправить два момента.

1) Память Георгия I в этот день уточнить: в календарную статью, кроме "Груз.", добавить "Греч." (ссылка есть в персональной статье), а в персональную, кроме "Греч.", добавить:

2) В статье "13 мая" вместо совместной памяти троих святых мы видим две отдельных памяти, при этом имени Иоанна Святогорца нету вовсе. Хотя есть его русская память 12 июля, но здесь-то память групповая - людей, связанных деятельностью в одной обители! Надо бы ее сгруппировать в одну и добавить Иоанна.

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
07.08.2021 15:56:14 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Александр Иванов)

Александр Юрьевич, еще нашел неувязки!

12 июНя в "Древе" - память Прп. Иоанна-Торникия Афонского (998/1005; Груз.).

Дата "1005" может ввести в заблуждение и навести на мысль об Иоанне I Святогорце (+1005). Но эта дата ошибочна. Разбираемся.

У греков 12 июня https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3766/sxsaintinfo.aspx :

  • "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Ἁγιορείτης ἐκ Γεωργίας" ("Ὁ Ἅγιος Ἰωάννης (Τορνίκιος) καταγόταν ἀπὸ τὴ Γεωργία καὶ ἔζησε τὸν 10ο αἰώνα μ.Χ.")

(С каким именно Георгием спаровали Торникия или Торника-Иоанна греки - это надо отдельно разбираться - кроме 10 века, они не дали себе труда объясниться. Отложим это пока.)

У грузин 12 июня http://www.orthodoxy.ge/tveni/ivnisi/12-tornike.htm :

  • "წმიდა იოანე (თორნიკე) მთაწმინდელი (X). 12 (25) ივნისი" ("Святой Иоанн (Торник) Мтацминдели/Святогорец (X). 12 (25) июня").

Выписки из Макария Симонопетрского, том V, 13 мая - в статье о трёх Ивериотах - Иоанне, Евфимии и Георгии I (с. 179-181, https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavl...189 ):

> Через несколько лет близкий родственник Иоанна [имеется в виду Иоанн I], Торник, славнейший полководец князя Давида, удостоенный византийского звания патрикия, тоже стал монахом, приняв имя Иоанн [(сноска:) Грузинская Церковь поминает его 12 июня.]. Он стал искать своего родственника на Олимпе, затем дошел до Афона. Св. Афанасий принял его с честью. Грузины стали самыми преданными учениками святого и, пользуясь его полным доверием, помогали насаждать на Афоне общежительное монашество, а также необходимым образом ходатайствовали перед императором. К ним скоро присоединились и другие соотечественники. Они построили недалеко от монастыря церковь, посвященную св. Иоанну Богослову, а также кельи, подчиняющиеся монастырю. Десять лет они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский язык греческие церковные книги, что было крайне необходимо для просвещения народа.
> Но вскоре после того как Василий II и Константин VIII взошли на престол (976), полководец Восточной армии Варда Склир объявил себя императором при поддержке своих войск. Регентствующая императрица Феофания вызвала Торника и попросила его ходатайствовать о помощи перед грузинским князем Давидом, армия которого одна могла спасти законных правителей. Торник по необходимости, без желания временно сменил монашескую одежду на доспехи. В Сарвенисни (979) он одержал блестящую победу над Вардой. Получив звание синкелла, военачальник вернулся на Афон с богатыми трофеями, которые все отдал Иоанну. Торник вновь предал себя ему в послушание и повел святую, благоугодную Богу жизнь в отречении от всего, до самого своего блаженного упокоения.
> Св. Иоанн истратил богатство Торника на постройку монастыря для грузин, множество которых пришло на Афон за полководцем (980–983). На месте бывшего древнего монастыря Климента, где находилась часовня св. Иоанна Предтечи, он возвел большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, и другие многочисленные постройки. Скоро община насчитывала уже триста монахов, грузин и греков. Ей принадлежали огромные угодья в Македонии, пожалованные императорами.
> Когда Иоанн-Торник умер (985), св. Иоанн, давно желая убежать от шума и суеты толпы, решил покинуть Афон и отправиться в Испанию.

Итак, прп. Иоанн, в миру Торник патрикий, Мтацминдели/Святогорец (985/988) Груз., Греч.).

А под конец - ещё один курьез: в "Троицком календаре" РПЦЗ и Афонском календаре синхронно 12 июня - память "Иоанна Афонскаго (1005)" (c. 72 https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/June-2019.pdf ), а 12 июля - "Иоанна (988) и Гавриила (X) Святогорцев" (с. 85 - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/July-2019.pdf ). С точностью до наоборот! ))) Да-а-а... Оба последних источника требуют глаз да глаз!

P. S. Иоанн-Торникий есть и в "Православной энциклопедии" https://www.pravenc.ru/text/578028.html :

> ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели); груз. იოანე-თორნიკე მთაწმიდელი; греч. ᾿Ιωάννης Τορνίκιος ὁ Σύγκελλος] (ок. 920 - 15.12.984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

Третий вариант даты смерти... Зато с числом и месяцем. )

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
13.08.2021 16:06:52 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

Пометку к памяти 13.05 добавил.

В "Большом синаксаристе" - три отдельных памяти, поэтому объединять не стал; более того, убрал память Гавриила, который в РПЦ 12.07.

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 136
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору: зря удалили память.
13.08.2021 16:26:46 в ответ на "Re: Модератору: зря удалили память." (Панайот Кофалалос)

Внес в статью "12 июня", со ссылками и цитатой. Когда будет статья, все это можно будет перенести туда.

Ответить