Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ДАНИИЛ ЕГИПЕТСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Почему?
15.05.2017 20:36:59

Позволю себе заметить, что в "Полном Месяцеслове Востока" под 18 марта сказано ТОЛЬКО:

> Даниила оболганного блудом. 1621. В Египте в VI в. См. Луг I. Мосха 11З. Св. 10 марта об Анастасии патрикии.

Слова "Скитский" нет. Нет его и в "Настольной книге священнослужителя", ссылку и полную цитату из которой приводит Олексій - там написано просто:

> Прпп. ... Даниила (VI)

То же самое - в Минее: http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2397.html

Вопрос: кто и когда придумал назвать этого Даниила "Египетским" (что ещё хотя бы понятно), а главное - "Скитским"? Никаких оснований для этого нет и не было. И возникшая теперь уже полная неразбериха должна быть уврачёвана только помещением кратенького жития из НКС под название в самом лучшем случае "Даниил Египетский". В двойной статье-перенаправлении о "Скитском" ссылка на него - неуместна.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Почему?
15.05.2017 20:42:54 в ответ на "Почему?" (д. Александр Васильев)

> Вопрос: кто и когда придумал назвать этого Даниила "Египетским" (что ещё хотя бы понятно), а главное - "Скитским"? Никаких оснований для этого нет и не было. И возникшая теперь уже полная неразбериха должна быть уврачёвана только помещением кратенького жития из НКС под название в самом лучшем случае "Даниил Египетский". В двойной статье-перенаправлении о "Скитском" ссылка на него - неуместна.

А как же http://www.pravenc.ru/text/171189.html?

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Почему?
15.05.2017 20:47:48 в ответ на "Re: Почему?" (Александр Иванов)

Видимо, нужно ещё объяснять. "ПЭ" излагает в основном то, что соответствует житию прп. Даниила Скитского Старшего - хотя бы в том виде, как оно изложено у Филарета Черниговского. Я не вижу никаких оснований для того, чтобы называть прп. Даниила "оболганного в блуде", Младшим Скитским. Можно назвать его Египетским, остальное - домыслы. Есть Даниил Скитский, чья память у католиков 9 марта и 14 апреля. Житие там отличается. Возможно, это третий Даниил. Если это подтвердится, тогда даже несмотря на отсутствие дня его памяти под числом на Востоке, можно было бы сделать о нём статью, а память должна быть вместе с Собором всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

P. S. Простите, перечитал и увидал, что, кажется, несколько горячусь. Пожалуйста, не обращайте внимания на тон. Я не могу пока что ни начём настаивать - данных,естественно, недостаточно. Просто пытаюсь искать правду. :)

P. P. S. Жаль, один и тот же вопрос рассредоточен в двух разных ветках...

Итак, по-моему, вот это - Даниил Скитский Старший: http://www.heiligen.net/heiligen/06/07/06-07-0500-daniel.php - соотв. Филарету Черниговскому, и основному тексту ПЭ, ум. после 420 г. Вот это - Даниил Скитский Младший: http://www.heiligen.net/heiligen/03/09/03-09-0600-daniel.php и http://www.heiligen.net/heiligen/04/14/04-14-0600-daniel.php - чьё житие состоит, собственно, из информации, что он жил себе в Скиту, стал игуменом, а потом, когда пришли "вежливые люди" императора, ушёл в пустыню, где и упокоился в конце 6 века. Согласно же немцам, память обоих на Западе 7 июня.

А 18 марта - третий Даниил.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Почему?
15.05.2017 21:08:48 в ответ на "Re: Почему?" (д. Александр Васильев)

О. Александр, Вы же не полагаете, что спустя полторы тысячи лет можно определенно разобраться в подобных путаницах, тем более без погружения в сохранившиеся первоисточники, причем на языке оригиналов, либо в ближайших к ним переводах? Определенно можно сказать немногое. Например, Даниил Старший хронологически вряд ли мог быть наставником преподобной Анастасии Патрикии. Среди тысяч монахов сотни подвижников носили имя Даниил, поэтому собирательность образов прп. Даниилов не является чем-то невероятным, как и пересечения между их житиями.

Я утвердил сейчас обе статьи, но готов к продолжению обсуждения и дальнейшей правке.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Почему?
15.05.2017 21:29:25 в ответ на "Re: Почему?" (Александр Иванов)

Александр Юрьевич, спасибо. Я это всё понимаю и не особенно возражаю. Естественно, трудно сейчас на моём совершенно самодеятельном уровне во всём разобраться. Единственное, что я могу (как мне кажется) утверждать - вослед Спасскому и Трубачёву - что Даниила 18 марта называть Скитским оснований нет, данных для этого нет.

Вопрос о третьем возможном Данииле - дискуссионный, пока что дальше чем на форуме я его поднимать и не предполагал. Да и в одиночку трудно. Может, кто-то таки поможет разобраться.

Вот ещё две ссылки на дотошных норвегов: Даниил Скитский Старший http://www.katolsk.no/biografier/historisk/danske_de (ученик Арсения, хоронил Фомаиду); Даниил Скитский Младший: http://www.katolsk.no/biografier/historisk/danske_dy (а вот этот, по норвегам, убил разбойника и потом каялся везде)... Память обоих 7 июня.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Почему?
15.05.2017 23:59:35 в ответ на "Почему?" (д. Александр Васильев)

Дублирую пост в обеих ветках. Только что добрался наконец до Макария Симонопетрского. Под 7 июня - память ДВУХ святых Даниилов Скитских, Старшего и младшего, и достаточно убедительная попытка развести события и людей по двум разным житиям. Поэтому завтра, как только появится время (может, после обеда, может, к вечеру), я намерен подкорректировать обе статьи в "Древе". Но для этого мне необходимо одно действие от Александра Иванова: статью, которая сейчас называется "Даниил Скитский Младший" (где память 18 марта) нужно ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в "Даниил Египетский". Как я уже писал, это третий святой, не имеющий отношения к двум Скитским! Кто его первый назвал здесь "Скитским" (а больше он НИГДЕ так не называется!), мне так и не ответили. Поэтому давайте не будем упорствовать в явном ПОДЛОГЕ. (Ну, или приведите опровержение.) Чтобы таки делать правильную статью о Младшем, нужно освободить её название. Иначе вообще все запутаемся.

(Upd.:) Не удаляю ни весь текст своего поста, ни часть его, чтобы не делать непонятной дальнейшую переписку. Но считаю нужным отметить здесь, что я, судя по всему, поторопился с выводами. Запутанность вопроса пока не позволяет, на мой взгляд, вырулить на однозначное размежевание информации о святых (двух? трёх? одном?). Поэтому просьбу свою снимаю (тем более, что модератор уже принял такое же решение, и правильно сделал).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Почему?
16.05.2017 00:45:31 в ответ на "Re: Почему?" (д. Александр Васильев)

> Как я уже писал, это третий святой, не имеющий отношения к двум Скитским! Кто его первый назвал здесь "Скитским".

Ну, я назвал, только давайте не будем говорить о подлоге. В ссылке на память о Данииле старшем Вы указали память о младшем - это конечно не подлог.

> Даниила оболганного блудом. 1621. В Египте в VI в. См. Луг I. Мосха 11З. Св. 10 марта об Анастасии патрикии.

А вот то, что Даниил Египетский не имеет отношение к Скиту, да еще живя в VI в., да еще со ссылкой на память о патрикии Анастасии - это может быть да, а может и нет.

Рассказ о Данииле оболганного блудом из сборника о Данииле (младшем) восходит к Иоанну Мосху. Подробнее см. у дотошных боландистов : См. IV. A Story about Abba Daniel from material associated with John Moschus / IV.1 Through a Miracle Abba Daniel Refutes Slanderous Charges // Witness to Holiness: Abba Daniel of Scetis, http://www.litpress.org/Products/GetSample/CS219P/9780879074197.

"IV.1 and IV.2 are stories told, respectively, by John Moschus and Abba Peter, the disciple of Abba Isaiah, and do not appear in the Daniel dossier; they come from material related to Moschus, and may in fact not be about Abba Daniel of Scetis. These stories have different narrators. An Abba Palladius narrates events in V.1, the disciples of an Abba Eulogius tell about their abba and Daniel in V.2, and Abba Silvanus narrates V.3. The unnamed narrator of the greek dossier appears in none of these stories".

Поиск в тексте "IV.1", http://www.litpress.org/Products/GetSample/CS219P/9780879074197

О источнике "подлога" на русском, который указан в статье о Данииле Скитском (младшем) :

"Поведал некоторый Отец, что авва Даниил пришел однажды в селение для продажи рукоделия. Молодой человек, житель того селения, упросил его войти в дом свой и сотворить молитву о жене его, которая была бесплодна. Старец оказал ему послушание, вошел в дом его, и помолился о жене его. По благоволению Божию жена его сделалась беременною. Некоторые, чуждые страха Божия, начали злоречить, говоря: молодой человек не способен к чадорождению! жена его зачала от аввы Даниила. Дошли эти толки и до старца; он послал сказать молодому человеку: когда жена твоя родит, извести меня. Когда жена родила, муж ее пришел в Скит и сказал старцу: Бог, по молитвам твоим, даровал нам дитя. Авва сказал ему: когда будут крестить дитя, сделай в этот день обед и угощение, призови меня, сродников и друзей твоих. Молодой человек сделал так. Во время обеда, когда все сидели за столом, старец взял дитя на руки и пред всеми спросил его: кто твой отец? Дитя протянуло руку, и показав пальцем на молодого человека, сказало: вот отец мой. Дитяти было двенадцать дней. Все, видевшие это, прославили Бога, а старец встал из-за стола и бежал в Скит".

См. так же:

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Почему?
16.05.2017 01:00:00 в ответ на "Re: Почему?" (д. Александр Васильев)

> Чтобы таки делать правильную статью о Младшем, нужно освободить её название. Иначе вообще все запутаемся.

Не запутаемся. Как бы отец Макарий сам не запутался.

Дублирую пост:

Если честно, как для меня, то цикл рассказов об Авве Данииле посвящен младшему. Понятно, что именно младший стал собирательным и назидательным образом для сборника рассказов. Как уже было сказано "Расхождения в датировке событий (..) не позволяют с уверенностью говорить о том, что во всех этих сказаниях "авва Даниил" - один и тот же человек".

Об ученике Арсения Великого почти ничего не известною - возможно это Даниил Фаранит, автор некоторых апофтегм о св. Арсение [1], возможно он же подвизался в монастыре Макария Великого. Еще был брат-наставник Ионанна Колова по имени Даниил, который оставил Скит после берберского погрома 407 года и умер на берегу Красного Моря.

Во времена Филарета Черниговского пытались привязать часть рассказов из сборника об авве Данииле к ученику Арсения Великого.

Из приведенной ссылки на современную греческую память за 7 июня [2] видно, что она относится к младшему. Сейчас о Данииле старшем (Даниилах старших) ничего толком неизвестно.

Если Вы считаете, что Даниил Египетский - это "третий" святой, так перепишите статью Даниил Египетский - > http://drevo-info.ru/articles/version/151694.html . Только попросите убрать перенаправление на Даниил Скитский.



[1]  Некоторые считают, старший - это Даниил Фаранский (Фаранит) ("автор" изречений аввы Даниила Фаранского), который вместе с Александром и Зоилом мог быть учеником Арсения Великого: "Авва Даниил Фаранский рассказывал: "Отец наш авва Арсений говорил об одном, жившем в Скиту..." (cм. Apophthegmata Patrum // ПЭ, т. 3, с. 140-142, http://www.pravenc.ru/text/75770.html), http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/skitskij-paterik/#0_6

[2]  Ὁ Ὅσιος Δανιὴλ ὁ τῆς Σκήτεως (7 Ιουνίου), http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3650/sxsaintinfo.aspx

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Почему?
16.05.2017 06:56:12 в ответ на "Re: Почему?" (д. Александр Васильев)

> статью, которая сейчас называется "Даниил Скитский Младший" (где память 18 марта) нужно ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в "Даниил Египетский". Как я уже писал, это третий святой, не имеющий отношения к двум Скитским! Кто его первый назвал здесь "Скитским" (а больше он НИГДЕ так не называется!), мне так и не ответили. Поэтому давайте не будем упорствовать в явном ПОДЛОГЕ. (Ну, или приведите опровержение.)

Как я уже сказал, Православная энциклопедия явным образом называет младшего Даниила Скитским игуменом. Опровергнуть это будет трудно, но можно расставить по тексту ремарки - такие-то источники не называют его Скитским, там-то и там-то этот рассказ отнесен к другому человеку.

"Достаточно убедительная попытка развести события и людей по двум разным житиям" вряд ли снабжена ссылками на первоисточники и исчерпывающими историческими доказательствами. По-моему, поиск исторической правды состоит не в причесывании источников и сглаживании их противоречий, а, напротив, в обнажении и сохранении этих противоречий в расчете на то, что нахождение новых исторических материалов поможет лучше детализировать и понять природу этих противоречий.

Возможно, прежде чем переделывать статьи, стоит обсудить здесь план их переделки?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Почему?
16.05.2017 09:45:47 в ответ на "Почему?" (д. Александр Васильев)

> > Даниила оболганного блудом. 1621. В Египте в VI в. См. Луг I. Мосха 11З. Св. 10 марта об Анастасии патрикии.
> Слова "Скитский" нет. Нет его и в "Настольной книге священнослужителя", ссылку и полную цитату из которой приводит Олексій - там написано просто:
> > Прпп. ... Даниила (VI)

См. http://drevo-info.ru/forum/11668.html

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Почему?
16.05.2017 10:17:11 в ответ на "Re: Почему?" (Олексій Тре)

> > Чтобы таки делать правильную статью о Младшем, нужно освободить её название. Иначе вообще все запутаемся.
> Не запутаемся. Как бы отец Макарий сам не запутался.

Mémoire de notre vénérable Père DANIEL de SCÉTÉ [8].

On connaît deux saints de ce nom. Le premier était disciple de saint Arsène le Grand [8 mai) et devint lui-même un maître pour beaucoup de moines. Lorsque les Maziques attaquèrent Scété, en 407, les frères l’invitèrent à fuir avec eux. Abba Daniel répondit : « Si Dieu ne prend pas soin de moi, quelle raison y a-t-il pour moi de vivre ? » Il passa alors à travers les troupes barbares sans être remarqué, et il se dit : « Voici que Dieu a pris soin de toi. Fais donc toi aussi ce qui est humain, et fuis avec les Pères » [9]. Entre autres paroles, il disait : « Le corps prospère dans la mesure où l’âme s’affaiblit, et l’âme prospère dans la mesure où le corps s’affaiblit » [10]. Après avoir vécu quarante ans au désert de Scété, il s’endormit en paix vers 420.

Le second Abba Daniel vécut au VI e siècle. Il était devenu moine à Scété dès son enfance. Lors d’une incursion, des barbares se saisirent de lui et il resta captif deux années. Racheté par un pieux chrétien, il fut de nouveau pris par les barbares pour six mois, mais put s’enfuir. Capturé pour la troisième fois, il profita de ce que son gardien était occupé à ses besoins naturels pour lui jeter une pierre, qui le tua, et il prit la fuite. Quand il confessa ce fait à l’archevêque Timothée d’Alexandrie, celui-ci lui dit que Dieu aurait pu le délivrer comme les fois précédentes, mais il ne l’accusa pas de meurtre. Sa conscience ne se trouvant pas apaisée, Daniel alla demander conseil au pape de Rome, aux patriarches de Constantinople et de Jérusalem, et à l’archevêque d’Éphèse, qui tous lui donnèrent le même avis. Malgré cela, il continuait de s’estimer coupable, et alla se livrer au tribunal en demandant d’être condamné à mort pour meurtre afin d’éviter le châtiment éternel. Au bout de trente jours d’emprisonnement, le gouverneur d’Alexandrie le fit comparaître, et après l’avoir entendu, il le renvoya libre en lui demandant de prier pour lui. Abba Daniel rentra à Scété, mais s’engagea à servir un lépreux, dans sa cellule, tous les jours de sa vie, pour expier son péché.

Il devint si célèbre pour ses vertus qu’il fut nommé Père du centre monastique de Scété, et il était honoré dans toute l’Égypte comme un « nouvel Abraham et l’hôtelier du Christ ». C’est lui qui guida sur la voie de la perfection sainte Anastasie la Patricienne, qui vivait sous l’apparence d’un eunuque à quelque distance de Scété [10 mars], saint Euloge l’Hospitalier [27 avr.], ainsi que saints Andronique et Athanasie [9 oct.]. Il excellait à découvrir les saints cachés, comme Marc le fou d’Alexandrie ou la moniale du monastère d’Hermopolis, qui feignait d’être alcoolique pour attirer sur elle le mépris, sainte Thomaïs, la martyre de la chasteté [14 avr.], et abba Doula [11]. Abba Daniel finit ses jours à Tambok, en Basse Égypte, et s’endormit dans le Seigneur âgé de près de quatrevingt- dix ans.

8. Bien que fort illustre, il n’est pas commémoré dans les synaxaires byzantins, mais seulement dans les recueils slaves.
9. Apophtegmes des Pères du Désert, série alphabétique Daniel, Solesmes 1981, p. 76-77.
10. Idem 4, p. 77.
11. Toutes ces histoires sont rassemblées dans le fameux recueil, intitulé : Récits d’Abba Daniel de Scété, éd. L. Clugnet, Paris 1901.

Как я уже писал "во времена Филарета Черниговского [и ранее в зап. источниках] пытались привязать часть рассказов из сборника об авве Данииле к ученику Арсения Великого"

Но, точно известно что именно брат-наставник Иоанна Колова по имени Даниил оставил Скит после берберского погрома 407 года и умер на берегу Красного Моря. Преп. Иоанн Колов (ок. 339-409) оставался игуменом до первого разорения Скита кочевниками в 407 году, см. http://www.pravenc.ru/text/471308.html. Заметтим, что св. Арсений был младшим учеником Иоанна Колова. Ученик св. Арсения скорее всего не застал Иоанна Колова в живых. Разорения Скита кочевниками были в 407, 434 и 444 годах, и позже, в том числе в начале 570-х гг.

> :Из приведенной ссылки на современную греческую память за 7 июня [1] видно, что она относится к младшему. Сейчас о Данииле старшем (Даниилах старших) ничего толком неизвестно.

Отец Макарий как "старательный библиотекарь", просто попытался оставить в памяти за 7 июня те потуги, на которые опирался Гумилевский. См.также Изречения аввы Даниила Фаранского о св. Арсении (там нет ничего) http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/skitskij-paterik/



[1]  Ὁ Ὅσιος Δανιὴλ ὁ τῆς Σκήτεως (7 Ιουνίου), http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3650/sxsaintinfo.aspx

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Почему?
16.05.2017 12:12:03 в ответ на "Re: Почему?" (Олексій Тре)

Олексій, спасибо за ответ. Он меня вполне удовлетворяет. Что ж, значит, я неправ. Обвинения в подлоге снимаются. Аминь.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Почему?
16.05.2017 12:13:43 в ответ на "Re: Почему?" (Александр Иванов)

> Возможно, прежде чем переделывать статьи, стоит обсудить здесь план их переделки?

Возможно. Когда дойдут руки, подумаю ещё раз. Торопиться и рубить сплеча не стану.

Ответить