Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "БРЕСТСКИЙ СИМЕОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ"

nikand, гость Re: 1499 20 марта
20.07.2011 00:17:18 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Александр Иванов)

> > Привелеев Александра этим годом есть много.
> Тогда почему Вы предложили именно ту? Что она доказывает? Касается ли Александр хоть в одном из документов того времени Бреста (Берестья)?
> > Тот же текст в [Акты, отн. к истории западной России, Т. 1, СПб., 1846, С. 189-192] + текст "Свитка Ярослава".
> > Смотрите также у митр. Филарета, который ссылается на Бантыш-Каменского. Ниже ссылка на Филарета. Б-Каменского История унии, должен найти у себя.
> Прошу прощения, что именно смотреть в предложенной Вами ссылке?

Александр Яг-чик начал править с 20 июля 1492 г. (по Straszu, S.4). Брак с дочерью Ивана III, был актуален по политическим соображениям. Но именно из-за него обострились межобрядовые отношения не только в столице, но и по всей Литве. Существование православия рерулировалось указами Казимира, "не дозволявшими строить новые и поправлять правлославные храмы" (Церетели, Елена Ив. вел. кн. Литовсакя,СПб., 1898, С. 165). По этой привязке ищу тексты документов в Казимировом и Александровом первоисточниках. Здесь же автор пишет о несостоятельности такого указа, т.к. И. Солтан в Вильно построил придел Благовещения к Свято-Пречистенскому собору, Слуцкие князья у себя в городе устроили монастырь, Ходкевич в Заблудовской пуще, в 1500 г. заложил Супрасльский монастырь со строгим антиалкогольным уставом, пригласив чернцов из Киева. О Бресте, как о политическом направлении с посещением прав. храмов, при поездках по стране некоронованной королевы не сообщается. Решил искать хотя бы малейшие зацепки в чудесном источнике - Codex diplomaticus Poloniae. T. I-III. О результатах сообщу. Как у моих коллег с ин. языками: латынь, немецкий, польский? Если потребуется проф. консультация по документам на этих языках, возможно ли мне обратиться с этим к вам.

В нижеуказанных 2 источниках упоминается существование Сим. монастыря, однако к сожалению без обозначения года. Чтобы сэкономить свое время отправляюВам 3 абзац из черновика рукописи (С. 30)

3.«О обителях епархий Владимиро-Брестской и Луцко-Острожской мало известно; еще менее о монастырях Червонной Руси. Однако в первых 2 епархиях знаем до 24 монастырей (378)» «378). В Владимиро-Брестской древние монастыри – св. Гора или Загоровский Богородичный, Апостольский, Михайлов. За тем Корецкий Воскресенский ок. 1450 г. Во Владимире Св. Спаса прежде 1500 г. и Св. Креста (Киев. Памятн. 2, 26, 52), Михайлов в Гуще (Симбирский Сборник, 172); Дрогичинский Троицкий прежде 1563 г., Заблудовский Успенский Ходкевичей с 1567 г., Брестский Симеоновский, Дрогичинский Преображенский и Ясногорский Троицкий» (Ист. Унии 99, 191, 281-283, 300) [История Русской церкви, Митрополит Филарет, Период третий (1410-1588 г.), М., 1851, C. 243]. Как видно из цитаты, Брестский Симеоновский монастырь упомянут без хронологической привязки и что еще более необъяснимо, без ссылки на нарабильный (достойный упоминания, стоящий) первоисточник. Обращение к работе действительного статского советника Бантыш-Каменского (Ист. Унии) желаемого результата не принесло. Ссылка на С. 99 относится к пунктам примирения греческой веры, которые были поданы королю на избирательном сейме 27 сентября 1632 г. [V.L. T. 3, S. 363, P. 38]. В материалах сейма упоминается только о подаче «ex utroque Ordine, punktow» - «пунктов от обеих Орденов». Текст самих пунктов помещен в [Историч. Известие о возникшей в Польше Унии]. В п. 4, о Брестских монастырях и о времени их основания речи не идет, здесь только упоминается Луцкая епархия. «Луцкую Епископию так же уступить благочестивым» [Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше унии …, Написана 1795, издана СПб., 1805, С. 99]. Ссылка на С. 191 относится к 28 ноября 1720 г. «Дипломом» утверждаются причисленные к 4 православным епископиям 42 «мужеских» монастыря и 11 женских. Среди мужских обителей упоминается монастырь «Бретской» (так в оригинале), в котором с 1719 г. наместником пребывал легендарный Гервасий Рудницкий, почитаемый среди монастырской братии Свято-Симеоновской и трех подляшских монастырей как «маленький бог». Документ составлен и выдан в Варшаве в Российском посольстве. В этой связи уместно заметить, о том, что писари и капелланы в это посольство отбирались из числа иеромонахов Симеоновского монастыря. О времени образования монастыря не упомянуто. Ссылка на С. 281-283 относится к «Протопопии Любавичской и Дрогицкому монастырю», упоминание обители Брестской находится на С. 284 и относится к самоуправству в 1730 г. наместника Брестской фары - ксендза Лоевского, разбившего православный крест, остатки которого находились в Варшавскойм посольстве, в качестве аргумента политического. Полный текст этого сообщения помещен в хронологически соответствующем месте, под 1730 г., времени управления монастырями Гервасием Рудницким. Таким образом ценный источник Бантыш-Каменского относится к более позднему времени.

С ув. Никанд

Ответить