Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "БРЕСТСКИЙ СИМЕОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ"

nikand, гость 1499 20 марта
08.05.2011 03:30:33

В привелее короля Александра от 20 марта 1499 г. нет абсолютно никакого упоминания г. Бреста и 2 его церквей. Информация взята из непроверенного источника и вводит в заблуждение. Текст см. "Описание Киево-Софийского Собора и киевской иерархии" Киев, 1825, С. 49

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4733
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 1499 20 марта
08.05.2011 09:21:57 в ответ на "1499 20 марта" (nikand)

> В привелее короля Александра от 20 марта 1499 г. нет абсолютно никакого упоминания г. Бреста и 2 его церквей. Информация взята из непроверенного источника и вводит в заблуждение. Текст см. "Описание Киево-Софийского Собора и киевской иерархии" Киев, 1825, С. 49

Спасибо за Ваше замечание. К сожалению, у меня нет доступа к данному источнику. Вы не могли бы отсканировать и выложить указанную страницу?

Ответить
Никанд, гость Re: 1499 20 марта
12.07.2011 01:41:25 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Александр Иванов)

> > В привелее короля Александра от 20 марта 1499 г. нет абсолютно никакого упоминания г. Бреста и 2 его церквей. Информация взята из непроверенного источника и вводит в заблуждение. Текст см. "Описание Киево-Софийского Собора и киевской иерархии" Киев, 1825, С. 49
> Спасибо за Ваше замечание. К сожалению, у меня нет доступа к данному источнику. Вы не могли бы отсканировать и выложить указанную страницу?

Александр, добрый вечер. Работаю над монографией по истории Симеоновского монастыря. Для меня до сих пор остается неизвестным документ о его первым упоминании. Этой датой, спровоцирован на поиск источника, но чувствую, что поиск будет безрезультативен. Монастыри были основаны и это документально подтверждено: Дрогичин Бужский, церковь Св. Троицы 1494, в Кобрине 1497, Яблэчно, Супрасль 1498, Вильно и монастырь со Св. Троицкой ц.в Дрогичине 1500, но в вся беда в том, что в конце 1499 г. Брест был сожжен татарами. Город платил дань до 1506 г., времени слуцкой битвы. Как это может увязываться с основанием монастыря. Вероятно это очередной брестсикй миф. По Брестскому мон. первая документально подтвержденная дата 19 июня 1546 г. [АСД, Т.11.С.4.

Перейдите по ссылке. Дополню лишь, что это страница из второй части этого же издания(Дополнений). Это довольно известный акт Солтану, издан был(если не ошибаюсь)4 раза.

Opisanie Kievosofijskago Sobora i Kievskoj Ierarchii: s prisovokupl. raznych ... Авторы: Evfimij A. Bolchovitinov http://books.google.com/books?id=wnk_AAAAcAAJ&pg=PA247&dq=мо...lse

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4733
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 1499 20 марта
17.07.2011 09:47:35 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Никанд)

Спасибо, я прочитал текст, точная ссылка: http://books.google.com/books?id=wnk_AAAAcAAJ&pg=RA1-PA49&dq...lse

Очевидно, эта привилея писана совершенно по другом поводу и Бреста не касается. Но почему мы можем быть уверены, что нет другой привилеи Александра, датированной тем же годом?

Ответить
nikand, гость Re: 1499 20 марта
18.07.2011 01:40:45 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Александр Иванов)

> Спасибо, я прочитал текст, точная ссылка: http://books.google.com/books?id=wnk_AAAAcAAJ&pg=RA1-PA49&dq...lse
> Очевидно, эта привилея писана совершенно по другом поводу и Бреста не касается. Но почему мы можем быть уверены, что нет другой привилеи Александра, датированной тем же годом?
Привелеев Александра этим годом есть много. Несколько касаются духовенства. Я их читал, не найдя интересующий меня факт.ю куда-то заложил, нужно вспомнить. У леонтовича в Литовской метрике 1499 г. представлен качественно. Наше время до набега татар - осень 1499 г.

Тот же текст в [Акты, отн. к истории западной России, Т. 1, СПб., 1846, С. 189-192] + текст "Свитка Ярослава". Смотрите также у митр. Филарета, который ссылается на Бантыш-Каменского. Ниже ссылка на Филарета. Б-Каменского История унии, должен найти у себя. http://books.google.com/books?id=v3EMAAAAIAAJ&pg=PA248&dq=ис...lse

никанд

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4733
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 1499 20 марта
18.07.2011 08:08:34 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (nikand)

> Привелеев Александра этим годом есть много.

Тогда почему Вы предложили именно ту? Что она доказывает? Касается ли Александр хоть в одном из документов того времени Бреста (Берестья)?

> Тот же текст в [Акты, отн. к истории западной России, Т. 1, СПб., 1846, С. 189-192] + текст "Свитка Ярослава".
> Смотрите также у митр. Филарета, который ссылается на Бантыш-Каменского. Ниже ссылка на Филарета. Б-Каменского История унии, должен найти у себя.

Прошу прощения, что именно смотреть в предложенной Вами ссылке?

Ответить
nikand, гость Re: 1499 20 марта
20.07.2011 00:17:18 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Александр Иванов)

> > Привелеев Александра этим годом есть много.
> Тогда почему Вы предложили именно ту? Что она доказывает? Касается ли Александр хоть в одном из документов того времени Бреста (Берестья)?
> > Тот же текст в [Акты, отн. к истории западной России, Т. 1, СПб., 1846, С. 189-192] + текст "Свитка Ярослава".
> > Смотрите также у митр. Филарета, который ссылается на Бантыш-Каменского. Ниже ссылка на Филарета. Б-Каменского История унии, должен найти у себя.
> Прошу прощения, что именно смотреть в предложенной Вами ссылке?

Александр Яг-чик начал править с 20 июля 1492 г. (по Straszu, S.4). Брак с дочерью Ивана III, был актуален по политическим соображениям. Но именно из-за него обострились межобрядовые отношения не только в столице, но и по всей Литве. Существование православия рерулировалось указами Казимира, "не дозволявшими строить новые и поправлять правлославные храмы" (Церетели, Елена Ив. вел. кн. Литовсакя,СПб., 1898, С. 165). По этой привязке ищу тексты документов в Казимировом и Александровом первоисточниках. Здесь же автор пишет о несостоятельности такого указа, т.к. И. Солтан в Вильно построил придел Благовещения к Свято-Пречистенскому собору, Слуцкие князья у себя в городе устроили монастырь, Ходкевич в Заблудовской пуще, в 1500 г. заложил Супрасльский монастырь со строгим антиалкогольным уставом, пригласив чернцов из Киева. О Бресте, как о политическом направлении с посещением прав. храмов, при поездках по стране некоронованной королевы не сообщается. Решил искать хотя бы малейшие зацепки в чудесном источнике - Codex diplomaticus Poloniae. T. I-III. О результатах сообщу. Как у моих коллег с ин. языками: латынь, немецкий, польский? Если потребуется проф. консультация по документам на этих языках, возможно ли мне обратиться с этим к вам.

В нижеуказанных 2 источниках упоминается существование Сим. монастыря, однако к сожалению без обозначения года. Чтобы сэкономить свое время отправляюВам 3 абзац из черновика рукописи (С. 30)

3.«О обителях епархий Владимиро-Брестской и Луцко-Острожской мало известно; еще менее о монастырях Червонной Руси. Однако в первых 2 епархиях знаем до 24 монастырей (378)» «378). В Владимиро-Брестской древние монастыри – св. Гора или Загоровский Богородичный, Апостольский, Михайлов. За тем Корецкий Воскресенский ок. 1450 г. Во Владимире Св. Спаса прежде 1500 г. и Св. Креста (Киев. Памятн. 2, 26, 52), Михайлов в Гуще (Симбирский Сборник, 172); Дрогичинский Троицкий прежде 1563 г., Заблудовский Успенский Ходкевичей с 1567 г., Брестский Симеоновский, Дрогичинский Преображенский и Ясногорский Троицкий» (Ист. Унии 99, 191, 281-283, 300) [История Русской церкви, Митрополит Филарет, Период третий (1410-1588 г.), М., 1851, C. 243]. Как видно из цитаты, Брестский Симеоновский монастырь упомянут без хронологической привязки и что еще более необъяснимо, без ссылки на нарабильный (достойный упоминания, стоящий) первоисточник. Обращение к работе действительного статского советника Бантыш-Каменского (Ист. Унии) желаемого результата не принесло. Ссылка на С. 99 относится к пунктам примирения греческой веры, которые были поданы королю на избирательном сейме 27 сентября 1632 г. [V.L. T. 3, S. 363, P. 38]. В материалах сейма упоминается только о подаче «ex utroque Ordine, punktow» - «пунктов от обеих Орденов». Текст самих пунктов помещен в [Историч. Известие о возникшей в Польше Унии]. В п. 4, о Брестских монастырях и о времени их основания речи не идет, здесь только упоминается Луцкая епархия. «Луцкую Епископию так же уступить благочестивым» [Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше унии …, Написана 1795, издана СПб., 1805, С. 99]. Ссылка на С. 191 относится к 28 ноября 1720 г. «Дипломом» утверждаются причисленные к 4 православным епископиям 42 «мужеских» монастыря и 11 женских. Среди мужских обителей упоминается монастырь «Бретской» (так в оригинале), в котором с 1719 г. наместником пребывал легендарный Гервасий Рудницкий, почитаемый среди монастырской братии Свято-Симеоновской и трех подляшских монастырей как «маленький бог». Документ составлен и выдан в Варшаве в Российском посольстве. В этой связи уместно заметить, о том, что писари и капелланы в это посольство отбирались из числа иеромонахов Симеоновского монастыря. О времени образования монастыря не упомянуто. Ссылка на С. 281-283 относится к «Протопопии Любавичской и Дрогицкому монастырю», упоминание обители Брестской находится на С. 284 и относится к самоуправству в 1730 г. наместника Брестской фары - ксендза Лоевского, разбившего православный крест, остатки которого находились в Варшавскойм посольстве, в качестве аргумента политического. Полный текст этого сообщения помещен в хронологически соответствующем месте, под 1730 г., времени управления монастырями Гервасием Рудницким. Таким образом ценный источник Бантыш-Каменского относится к более позднему времени.

С ув. Никанд

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4733
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 1499 20 марта
20.07.2011 19:50:48 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (nikand)

> Как у моих коллег с ин. языками: латынь, немецкий, польский?

К сожалению, у меня - только технический английский. Я не ученый.

Ответить
никанд, гость Re: 1499 20 марта
22.08.2011 02:08:12 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Александр Иванов)

> > Как у моих коллег с ин. языками: латынь, немецкий, польский?
> К сожалению, у меня - только технический английский. Я не ученый.

Здравствуйте, Drevo. Неподъемная задача по документальному подтверждению даты основания (фундации) монастыря - такой остается, спустя полтора месяца. Прочесал время Казимира, Ольбрахта, Александра - документов и даже намеков на такое действие не обнаружено. Вероятный период от конца Александрова правления до Жигимонтова (только 1-я четверть 16 в.). Как видите, интервал сужается, принося свои результаты, хотя до полного успеха далеко. От 1546 г. медленно ползу вглубь, досконально проверяя владения Александра (Александровича) Солтановича, внука и сына знаменитых Солтанов. Что он владелец на 1546 г. - несомненно. Вопрос в другом: "Когда ему пришдлось купить или получить брестские владения"? Время соответствует образованию Жировицкой обители, с тем отличием, что там было спокойнее, сохранилось более документов. Стиль Солтанов и там и здесь одинаков. Ищу док., по которому к Симеоновскому монастырю был прикреплено с. Муравец, на противоположной (польской теперь) стороне Буга. Это спарка, далее упоминаются вместе.

Игумен берестейский владел Берестечком На Волыни, которое позже продал. Здесь тоже качественная зацепка.

Еще одна зацепка. В конце своего правления владыка Владимирский и Бресткий Вассиан ок. 1519-20 гг. из королевских стаен взял иноходца, пообещав за него антиминс. Работаю по этому факту. Антиминсы, как известно, на рынок не выносили, значит его предполагали внести в одну из бр. церквей или монастырь. Работаю над этим персонажем.

Каким образом можно выйти на тексты 8-й книги Литовской метрики, бывшей в СПбурге? Можно рассчитывать на Вашу помощь?

Ответить
никанд, гость Re: 1499 20 марта
15.09.2011 01:54:07 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (никанд)

> > > Как у моих коллег с ин. языками: латынь, немецкий, польский?
> > К сожалению, у меня - только технический английский. Я не ученый.
> Здравствуйте, Drevo. Неподъемная задача по документальному подтверждению даты основания (фундации) монастыря - такой остается, спустя полтора месяца. Прочесал время Казимира, Ольбрахта, Александра - документов и даже намеков на такое действие не обнаружено. Вероятный период от конца Александрова правления до Жигимонтова (только 1-я четверть 16 в.). Как видите, интервал сужается, принося свои результаты, хотя до полного успеха далеко. От 1546 г. медленно ползу вглубь, досконально проверяя владения Александра (Александровича) Солтановича, внука и сына знаменитых Солтанов. Что он владелец на 1546 г. - несомненно. Вопрос в другом: "Когда ему пришдлось купить или получить брестские владения"? Время соответствует образованию Жировицкой обители, с тем отличием, что там было спокойнее, сохранилось более документов. Стиль Солтанов и там и здесь одинаков. Ищу док., по которому к Симеоновскому монастырю был прикреплено с. Муравец, на противоположной (польской теперь) стороне Буга. Это спарка, далее упоминаются вместе.
> Игумен берестейский владел Берестечком На Волыни, которое позже продал. Здесь тоже качественная зацепка.
> Еще одна зацепка. В конце своего правления владыка Владимирский и Бресткий Вассиан ок. 1519-20 гг. из королевских стаен взял иноходца, пообещав за него антиминс. Работаю по этому факту. Антиминсы, как известно, на рынок не выносили, значит его предполагали внести в одну из бр. церквей или монастырь. Работаю над этим персонажем.
> Каким образом можно выйти на тексты 8-й книги Литовской метрики, бывшей в СПбурге? Можно рассчитывать на Вашу помощь?

------------------------------------------------------------------------------------------

Александр и Илья, здравствуйте. обращаюсь с очередной просьбой. Помогите пожалуйста найти текст "Прощальной грамоты Иосифа Солтана, адресованной священноиноку Закхею". В ссылке на "Обстоятельное описание славяно-российских рукописей .... из биб-ки Ф.А. Толстого", имеется только упоминание о ней, как опубликованной в рукописи № 68 на листе 290 (http://books.google.ru/books?id=Y6hFAAAAcAAJ&printsec=frontc...lse) Оказывается во многих изданиях три митрополита с именем Иосиф, совмещены в одно лицо, из-за чего возникла путаница и искажение фактов церковной истории. Я точно выяснил (документально подтверждается), что в 1499 г. Иосиф Солтан еще не был даже епископом нареченным, не говоря уже о нареченном митрополите при митрополите Ионе, ум. в 1501-02(?). Тогда речь шла о митрополите Иосифе II Болгариновиче, которого сменил митрополит Иона. Настоящий архиепископ Иосиф(Иоанн)Александрович Солтановича (так)- митрополит Киевский и Всея Руси, (не России) упоминается первый раз в привелее на Топилец в 1506 г., и то нареченным. Ставленным он станет в 1508-1509(уточню факт и ?), не ранее, перед самым Виленским Собором. С ним и его родом в эти несколько десятилетий, до его смерти в 1517-1518(?) г., связано становление монастырской конституции в Жировицах, Новогрудке, Троках, Вильно и надеюсь в Бресте. Надеюсь найти интересующие меня детали в Грамоте к Закхею. Если посильно, очень прошу помочь. Текст может быть в любом виде. Заранее благодарен, "яко нищ и убог от дел благих" Никанд. 15.09.11.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4733
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 1499 20 марта
15.09.2011 08:20:04 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (никанд)

> Помогите пожалуйста найти текст "Прощальной грамоты Иосифа Солтана, адресованной священноиноку Закхею".

К сожалению, я живу в провинции и связей в ученом мире, которые помогли бы выйти на след этого документа, у меня нет. Я пользуюсь лишь общедоступными историческими книгами и сетевыми источниками.

> во многих изданиях три митрополита с именем Иосиф, совмещены в одно лицо

Такое очень часто случается. Но мне сложно представить, чтобы на основании одного документа можно было бы доказать это, тем более, что, по словам митр. Макария, эта грамота "составлена по образцу разрешительной грамоты, влагаемой в руки покойников". Вряд ли она содержит сколько-нибудь значительные исторические сведения. Хотя все может быть, конечно. Удачи Вам в поисках.

Ответить
никанд, гость Re: 1499 20 марта
16.09.2011 22:35:00 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (Александр Иванов)

Спасибо за внимание к моему обращению, отрицательный результат, тоже часть поиска. Три Иосифа дифференцированы не на основании одного документа. Это большой пласт документов с 1498 по 1534 гг. (около 100). Грамота Закхею нужна для установки последнего периода правления Солтана.

Ответить
никанд, гость Re: 1499 20 марта
04.12.2012 23:28:28 в ответ на "Re: 1499 20 марта" (никанд)

> Спасибо за внимание к моему обращению, отрицательный результат, тоже часть поиска. Три Иосифа дифференцированы не на основании одного документа. Это большой пласт документов с 1498 по 1534 гг. (около 100). Грамота Закхею нужна для установки последнего периода правления Солтана.

Хочу поделиться с Вами материалом, опубликованным в 3-м сборнике по Арх. наследию Прибужского региона. http://www.ibrest.ru/forum/?t=415

Ответить