Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БРЕСТСКИЙ СИМЕОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мужской монастырь во имя преподобного Симеона Столпника в г. Бресте (недейств.), в пределах Брестской епархии.

Находился в южной части города Бреста, на Волынском предместье, за р. Мухавец.

До внедрения Брестской унии

Существует версия, связывающая основание города Берестья (ныне Брест) с православными монахами, который основали тут общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника в первые времена введения Христианства на Руси [1]. Однако, подлинное время основания обители неизвестно. Первое дошедшее до XXI века упоминание о нём имеется в привилее 1499 года, данном Берестью великом князем Литовским Александром Ягеллончиком, где о монастыре говорится, что он «древний», в нем 2 храма: главный во имя преподобного Симеона Столпника и трапезный в честь Благовещения Божией Матери. В XVI веке обитель находилась на землях, принадлежавших Солтанам, которые являлись её патронами. После заключения в 1596 году Брестской унии монастырь был передан униатам. Православные монахи-насельники покинули обитель, которая опустела и была разорена уже к 1604 году. В этом году Солтаны продали земли заброшенного монастыря литовскому маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. Затем владельцем и арендатором земель, на которых стоял монастырь, стал воевода Р. Лещинский.

Возрождение и борьба за существование в Речи Посполитой

После повторного узаконения Православия в Речи Посполитой в 1632 году, в Бресте началась волна возвращений мещан из унии в Православие. 4 октября 1633 года, заручившись письменным распоряжением владельца земли воеводы Р. Лещинского, мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Симеоновский монастырь монахов из православного Яблочинского монастыря. Известно что на 1644 год монастырскими землями владели Сапеги, а затем право патроната над монастырем вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к православному смоленскому хорунжему В. Красинскому.

Со времени возрождения в нём православной монашеской жизни монастырь был вовлечен в длительные судебные разбирательства с униатской капитулой, т.к. городские мещане во множестве делались его прихожанами и отказывались платить взносы в пользу униатской церкви святителя Николая. В 1639 и 1641 годах униаты 4 раза обращались с жалобами в магистратский суд и в задворный королевский суд, который в конце концов признал притязания униатов законными, а король Владислав IV обязал брестских мещан нести прежние повинности по отношению к Римской и униатской Церкви. Однако эти меры не привели к уменьшению православной паствы, многие горожане после кончины оставляли Симеоновской обители свои земли и имущество. Обитель испытывала на себе тяжелый гнёт неприязни и подозрений, периодически выливавшийся в насилие. Так, во время восстания Богдана Хмельницкого деятельный игумен монастыря преподобномученик Афанасий (Филиппович) был казнён, и его мощи вскоре сделались святыней обители.

В 1680 году Красинский, владелец земель монастыря, построил при обители часовню во имя первомученика Стефана и оставил обители владение в городе. Красинский оговорил, что монастырь должен подчиняться православному Могилёвскому епископу, а в его отсутствие - Киево-Печерскому монастырю. Игумен монастыря Иаков (Карасинский) в качестве представителя Луцкого епископа в августе 1681 году участвовал в съезде духовенства и ставропигиальных православных братств в Новом Дворе, на котором было подписано «Постановление о мерах для защиты Православия» с выражением верности Православию и Константинопольскому патриарху. В 1682 году монастырь вел тяжбу с напавшими на его владения иезуитами и насельникам удалось добиться от короля письма к иезуитам с призывом решать споры через суд.

Впоследствии Красинский передал право патроната и коляторство православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому - последнему известному патрону обители. В 1699 году монастырь был освобожден от всех повинностей, кроме чинша (регулярного оброка). Однако, в начале XVIII века положение обители было тяжелым: с 1706 года монастырь оставался без настоятеля, а в 1716 году в монастыре случился пожар, который приписывался враждебным иноверцам - униатам и римо-католикам. После пожара в обители была построена новая церковь Симеона Столпника с приделами во имя первомученика Стефана и во имя великомученицы Варвары. В 1722 году «берестинские старцы» наместник Гервасий (Рудницкий) и иеромонах Антоний (Почаевский) обратились за помощью в Святейший Синод Российской Православной Церкви, вероятно тогда же они посетили Россию. Так-как другой Бресткий православный монастырь - Богородице-Рождественский - уже вероятно исчез, в 1735 году Польский король Август III даровал Симеоновской обители подтвердительный привилей на Брестскую Рождественскую церковь. Наконец, в 1753 году и сам игумен Симеоновского монастыря Иммануил (Белошицкий) отпал в унию и отдал базилианам часть монастырского архива и принадлежавших монастырю земель. Хотя сменивший его православный игумен Спиридон (Гриневецкий) начал судебный спор с базилианами, он не сумел вернуть часть монастырских земель.

Угасание

С 1793 года монастырь вошёл в Минскую епархию Российской Православной Церкви. После окончательного отхода Бреста к России и издания указа о духовных штатах по Юго-Западном краю в 1795 году, монастырь был включен в число заштатных. В 1797 году в Брестской обители была учреждена архимандрития и настоятель Аркадий был возведен в сан архимандрита.

К 1811 году в комплекс монастыря помимо Симеоновского храма входили Благовещенская церковь с трапезой, колокольня, настоятельские и братские кельи. Обители принадлежали 53 десятин земли и мельница [2]. Во время Отечественной войны 1812 года в обители была сожжена большая часть построек, пострадала Симеоновская церковь, медная рака с мощами преподобномученика Афанасия расплавилась, но частицы мощей уцелели и были помещены в деревянном ковчеге в трапезной Благовещенской церкви. На восстановление обители были отпущены деньги из средств Грозовского и Слуцкого монастырей. Однако, 8 ноября 1816 года вновь последовал пожар, опять уничтоживший почти все монастырские строения, включая храм Симеона Столпника.

Во время визита в Брест-Литовск императора Александра I в 1823 году настоятель монастыря обратился к нему за помощью в восстановлении храма. Последовала переписка между князем А. Н. Голицыным и Минским архиепископом Анатолием. Владыка так описывал состояние монастырских построек:

«Церковь в одной связи с братскими келиями крепкая, колокольня ветхая, иконостас вместо ветхого у[с?]трояется новый, утварью и книгами скуден, монастырское деревянное строение, ограда плавучая, мельница и корчма по крайней ветхости требуют починки».
К тому времени в двух монастырях Гродненской губернии, Брестском и Бельском, жили 12 монахов. Архиепископ указал на то, что закрытие монастыря в то время, когда униатские и римо-католические храмы находятся в «цветущем состоянии», может произвести на прихожан тягостное впечатление. Несмотря на это, решением Синода Симеоновский монастырь был в 1824 году упразднен, а оставшаяся от него Благовещенская церковь - обращена в приходскую. Монастырские постройки разобрали в 1833 году в связи со строительством крепости в старой части Бреста, и в 1834 году город лишился единственной православной церкви. С тех пор монастырь не возрождался. При этом в 1865 году в новой части города был воздвигнут Симеоновский собор, а в начале XXI века в городе возник новый Афанасиевский мужской монастырь.

Настоятели

Игумены

Архимандриты

  • Аркадий (1797 - ?)

Документы, литература

  • ПСПиР, т. 2: (1722 г.), СПб., 1872, № 803, 498-499.
  • ОДДС, т. 2, ч. 1: (1722 г.), СПб., 1879, № 704/441, стб. 1067; № 753/555, стб. 1140-1145; прил. № XXXIII, стб. CCXIII-CCXIV; т. 4: (1724 г.), № 6, стб. 6.
  • ПСЗ, т. 39: 1824 г. СПб., 1830, 468-470, № 30010.
  • Акты, изд. Виленскою археогр. комиссиею, т. 2: Акты Брестского земского суда, Вильно, 1867, № 10 (с. 20-21), № 22-24 (с. 59-66); т. 3: Акты Брестского гор. суда, Вильно, 1870, № 62, 109, 133, 153; т. 6, № 26 (с. 273-275), № 56 (с. 321-322), № 57 (с. 322-323), № 70 (с. 338), № 80 (с. 354) № 87 (с. 368-369), № 88 (с. 369-371), № 93 (с. 375-377), № 96-97 (с. 379-380), № 125 (422-427), № 134 (с. 445), № 135 (с. 446-447), № 136, 141.
  • АЮЗР, № 51, 86.
  • АрхЮЗР, К., 1871, ч. 1, т. 4, № XXVIII, 53; № CLXXXII, 403-405.
  • Прмч. Афанасий (Филиппович), "Диариуш," РИБ. СПб., 1878, т. 4, кн. 1: Памятники полемич. лит-ры Зап. Руси, стб. 49-156.
  • ИРИ, т. 3, 456-457.
  • Соловьевич, А., прот., "Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче... собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви," Литовские ЕВ, 1863, № 23, 900-909; № 24, 927-940.
  • Маркевич, А., "Афанасий Филиппович, игум. брестский: (Ист.-биогр. очерк)," Холмско-Варшавский епарх. вестн., Варшава, 1879, № 22, 372-378; № 23, 411-418; 1880, № 2, 33-36; № 6, 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880).
  • Паевский, Л., Древний Брест и его храмы, Гродно, 1894.
  • Зоненберг, Х., История города Брест-Литовска, 1016-1907, Варшава, 1908.
  • Орловский, Е. Ф., Гродненская губ. в 1812 г.: Ист. очерк, Гродно, 1912.
  • История РЦ, кн. 5, 455.

Использованные материалы

  • Мороз, И. Г., "БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ," Православная энциклопедия, т. 6, 243-245:



[1]  Эта версия приводится в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm, но не упоминается в статье "Православной энциклопедии".

[2]  Согласно «Истории Российской иерархии» архиеп. Амвросия (Орнатского).

Редакция текста от: 23.11.2012 11:22:34

"БРЕСТСКИЙ СИМЕОНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google