> > Еще раз, я не пытаюсь что-то доказать и не пытаюсь спорить. Это просто сомнения, которыми и продиктован мой интерес к теме - желание найти первоисточник, откуда пошло самое распространенное ныне мнение.
Именно так я Вас и понял сразу. Но не знаю, получится ли найти первоисточник. К сожалению, это не всегда удаётся, и иногда "приходиться" просто верить Богу и Его Церкви.
> моя внутренняя логика симпатизирует той небольшой группе православных христиан, которые не считают, что ангел хранитель у человека есть только после крещения.
Считать или не считать можно что угодно. Важно, какие для этого есть основания. Но вообще-то даже святые отцы далеко не всегда имели единое мнение по некоторым вопросам. (Разумеется, речь идёт о вопросах не догматических, а второстепенных - как обсуждаемый нами.) В этих случаях мнением Церкви принято считать то, что называют consensus patrum - согласием отцов. Если большинство отцов придерживается точки зрения А, и лишь некоторые - точки зрения Б, то в качестве мнения Церкви обычно фигурирует именно первая, хотя при этом в скобках обычно сообщается, что полного единогласия по второстепенному (не влияющему прямо на спасение) вопросу нет, и даётся понятие о наиболее значительных альтернативных мнениях.
> Сомнение первое, "апологетическое". Давеча Вы привели прекрасное сравнение крещения с билетом, который бесполезен, если не сесть на нужный поезд. А теперь скажите той маме Алене, что ее ребенок при крещении получает ангела. Это уже не билет, это, так сказать, золотая кредитка в небесном банке, кто же от такого откажется... Человек в результате обряда автоматически получает некоторый пожизненный полезный бонус - живого "персонального менеджера" в духовном мире. Без особых усилий, без мелкого шрифта под звездочкой. Очевидно нужно срочно всех крестить любой ценой, а уже потом вместе с приданными ангелами попытаться чему-то научить, а то и просто возложить дальнейшую ответственность на ангела и Промысел. И частенько так бывало, да мало хорошего получалось: "Владимир поспешил, а греки слукавили - невежд ненаученных окрестили"
Насколько Владимир "поспешил", а насколько был водим Духом, и слукавили ли греки, вопрос как минимум спорный. И про "мало хорошего" не соглашусь: результата того, что было бы, если бы не ..., никто не знает. Историческая правда от иконической иногда весьма отличается. Потому давайте обойдём эти глубины и поговорим о вещах более простых.
А вот отношения с Богом - это всё-таки не отношения с банкоматом через карточку. Отношения с Богом - личные! И маме Алёне вполне можно (и нужно) объяснить, что как само крещение, так и придание её ребёнку от рождения ангела-хранителя - это всего лишь тот же билет - возможность. Ангел невидим. Бес тоже. Оба могут подсказывать человеку, вкладывая мысли в его ум. Но человек сам решает, следовать совету или нет. Адаму с Евой не ангел, но Сам Бог, и не совет, а заповедь дал: не вкушайте от этого древа. И когда бес спросил: "А подлинно ли сказал Бог ... ?" - у человека был выбор. И человек выбрал неправильно.
Не сто́ит уподоблять ангела-хранителя "менеджеру"! У ангела мотивация - не прибыль, а послушание Богу и любовь. "Бонус" ли это? Да - только при согласии самого человека. Возложить на ангела ответственность не получится: человек существо свободное, а не машинка на верёвочке в руках ангела!
(Когда-то читал рассказ о священнике такой высоты жизни, что он видел молящихся за литургией ангелов. Однажды с ним служил другой священник и сделал первому замечание относительно одной ошибки в его действиях. Тот спросил потом ангела: почему же ты мне не сказал об этом давным-давно? Ангел ему ответил: "Бог устроил так, чтобы люди научались от людей".)
Церковь не учит крестить всех любой ценой. Она следует словам Христа, сказавшего: "Идите и научите все народы, крестяще их". Но и судить крестивших - вместо благодарности им - нам не заповедано. Оценку их деяниям Бог уже дал, прославив в лике равноапостолов.
> Сомнение второе, "логическое". Бог "яко солнце сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя". Всякий человек не чужой Богу. Странно было бы представить, что Бог обяжет ангела находиться при неверующем пофигисте с момента его крещения, а искренний ищущий человек до своего крещения будет лишен поддержки с Его стороны. И мы видим в Библии примеры обратного.
"Странно было бы представить, что Бог обяжет ангела..." - велик у меня соблазн напомнить Вам Ваши же слова о человеческой логике... :) Поэтому давайте просто не будем представлять себе Бога изнутри. "Неверующий пофигист" должен был быть крещён в детстве по вере родителей и/или воспреемников. Если никакой веры не было - я не берусь судить о последствиях такого кощунственного крещения. Если вера хоть махонькая была - то по этой вере Бог и ангела пошлёт. А вот как ангел будет действовать в зависимости от поведения человека, нас также научают церковные молитвословия. Мы, крещёные, читаем в 50-м псалме даже: "Духа Твоего Святаго не отыми от мене"! А ведь Духа мы получили в крещении! Но если мы всерьёз пытаемся добиться от самих себя изменения ума, то вряд ли станем доверять самим себе, но будем, пожалуй, опасаться, что за наши бесчисленные согрешения (а они действительно бесчисленны, и сами о себе мы это хорошо знаем) Бог может и Духа отнять, не то что ангела. Поэтому и просим: "Ангела Твоего хранителя посли", - хотя вроде бы знаем, что ангел уже придан нам от крещения.
И Бог, и посланный Им ангел всегда рядом с нами. Иногда их присутствие ощутимо, иногда - нет. Всё зависит от степени готовности нас в каждый момент жизни воспринимать их присутствие.
Искренний человек, ищущий правды Божией, конечно же, не оставлен без помощи Божией и ангельской. Не раз за свою жизнь я видел, как жил рядом "просто хороший" человек, которому, казалось, только бы Христа узнать! Глядишь - а он уже и узнал! "Никто не может назвать Христа Господом иначе как Духом Святым". Но называют-то Христа Господом до крещения - то есть до принятия Духа! А в Деяниях вообще есть замечательный эпизод, когда Дух сошёл до крещения (но крещение потом всё-таки совершили)... Дух дышит где хочет.
> Сомнение третье, "историческое". Некоторые древние святые крестились уже взрослыми, хотя росли в благочестивых христианских семьях. Или они чего-то не знали, или мы что-то преувеличиваем.
Осознание того, что можно и нужно крестить младенцев, в Церкви появилось не сразу, это общеизвестный факт. Поэтому Ваше: "Или они чего-то не знали", - это чистая правда. Не всё они знали, что узнала Церковь постепенно, во времени. Это нормально.
Не помню, кого из философов спросили, кто больше: они или древние. Ответ был: они выше нас, но мы видим больше. Мы карлики, стоящие на плечах гигантов! В Церкви так тоже бывает.
Простите, несколько сумбурно, кажется, вышло.
|