Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Несколько редакторских заметок
13.11.2015 12:42:23 в ответ на "Re: Несколько редакторских заметок" (Александр Иванов)

> Я понял Вашу логику, но, честно говоря, режет глаз написание с большой буквы (особенно на фоне безграмотных "благочестивых" сетевых текстов, где норовят писать с большой буквы чуть ли не все церковные термины).

Я ж говорю: не настаиваю. :)

> > Лик святости "блаженный" в Русской Церкви хотя и присутствует, но относится исключительно к Христа ради юродивым
> Я бы заменил "исключительно" на "преимущественно" :) Варианты отчасти описаны в нашей статье Блаженный.

Читал не так давно, помню, но "преимущественно" не употребил сознательно. Именование Ольги "блаженной" возникло во времена ещё не вполне устоявшегося деления на лики. Других чисто православных примеров, кроме юродивых, нет.

> Есть еще одно объяснение, я в свое время задавал этот вопрос своему духовному наставнику, в точности ответ батюшки не вспомню - прошло много лет, но смысл был такой: у блж. Августина встречаются неправославные мысли, так что этот лик святости отражает некоторое осторожное отношение к нему, как к учителю, при сохранении почитания.

Как говорится, ответ понятен. Это вполне приемлемо как предположение, но не более. Потому что "неправославные" мысли есть у такого количестве святителей и преподобных, что если бы из-за этого их переименовывать в блаженных, то у нас треть календаря изменилась бы. Иеронима и Августина именовали блаженными уже при жизни, это слово действительно стало их прозвищем. А "неправославные" мысли - это, что ли, по поводу филиокве? Предопределения? Некорректно называть "неправославным" написанное (или сказанное) в рамках полемики до соборных определений (тем более, что учение Августина о свободе и предопределении "не носит системного характера".) А о филиокве Георгий Флоровский (если не ошибаюсь), писал, что оно могло бы быть терпимым из одного уважения к Блаженному Августину (естественно, шла речь об относительно православной трактовке филиокве; ну и, конечно, в контексте того, что филиокве - это наименьшая из католических ересей - остальные гораздо страшнее).

Ответить