Обсуждение статьи "ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Несколько редакторских заметок
13.11.2015 02:27:36

Спаси Господи за правку! Очень хорошо в итоге смотрится статья.

Пара придирок нисколько не отменяет вышесказанного, это вообще мелочи.

1: "в 6-и" исправлено на "в 6-ти". Вообще говоря, правилами русского языка буквенные расширения допускаются исключительно порядковый числительных: "1-й", 2-я", "3-и (части симфоний)" и т. п. Устойчиво бытующие буквенные расширения в других случаях - вообще ошибка (правильно: "в 6 тт."). Но если уж они есть, то должны ограничиваться окончанием, "подсказывающим" падеж. Поэтому: "в 6-и", т. к. "т" - это часть корня, а не окончание.

2: "Блаженного Августина" исправлено на "блаженного Августина" (и ниже то же с Иеронимом). Здесь объяснение будет чуть посложнее. Лик святости "блаженный" в Русской Церкви хотя и присутствует, но относится исключительно к Христа ради юродивым. Перекочевавшие из латинских (периода неразделённой Церкви) месяцесловов определения "блаженный" не только регулярно поддаются сомнениям, но и исправляются (к сожалению, непоследовательно). Примеры - оба 15 июня:

http://calendar.rop.ru/mes1/jun15.html "Блж. Августина, еп. Иппонийского (430)" - а в житии ( http://calendar.rop.ru/svyat1/jun15-avgustin.html ) "Святой Августин, епископ Иппонийский"; в "зелёной" Минее-июнь, ч. 2 ( http://files2.regentjob.ru/minea/jun1/jun1661.html ): в перечне святителей - "Святителей: Августина блаженнаго, епископа Иппонийскаго (+430)". Резюме: "Свт. Августин Блаженный, еп. Иппон(ий)ский".

http://calendar.rop.ru/mes1/jun15.html - блаженный Иероним (только там именуется на Западе!) - "Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420)" - хотя в житии ( http://calendar.rop.ru/svyat1/jun15-ieronim-stridonskij.html ) наоборот: "Блаженный Иероним Стридонский"! В "зелёной" Минее (там же) - однозначно: "Преподобнаго Иеронима блаженнаго, Стридонскаго (+ ок. 419-420)". Резюме: "Прп. Иероним Блаженный, Стридонский".

Обратите внимание: в обоих случаях "блаженный" употреблено вроде не как лик святости, а как прозвище. Но прозвище всё-таки должно писаться в большой буквы! Именно исходя из этого я и написал "Блаженного Августина". Сильно настаивать не буду, поскольку это не правило и не общепринятый способ, а только моя личная попытка быть последовательным. Но согласитесь, что это логично.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4310
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Несколько редакторских заметок
13.11.2015 07:26:38 в ответ на "Несколько редакторских заметок" (д. Александр Васильев)

> 1: "в 6-и" исправлено на "в 6-ти". Вообще говоря, правилами русского языка буквенные расширения допускаются исключительно порядковый числительных: "1-й", 2-я", "3-и (части симфоний)" и т. п. Устойчиво бытующие буквенные расширения в других случаях - вообще ошибка (правильно: "в 6 тт."). Но если уж они есть, то должны ограничиваться окончанием, "подсказывающим" падеж. Поэтому: "в 6-и", т. к. "т" - это часть корня, а не окончание.

Согласен, поправил. Говорят, что количественное, а не порядковое числительное, после которых "наращение" не ставится - http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer/?s=6-и

> Обратите внимание: в обоих случаях "блаженный" употреблено вроде не как лик святости, а как прозвище. Но прозвище всё-таки должно писаться в большой буквы! Именно исходя из этого я и написал "Блаженного Августина". Сильно настаивать не буду, поскольку это не правило и не общепринятый способ, а только моя личная попытка быть последовательным. Но согласитесь, что это логично.

Я понял Вашу логику, но, честно говоря, режет глаз написание с большой буквы (особенно на фоне безграмотных "благочестивых" сетевых текстов, где норовят писать с большой буквы чуть ли не все церковные термины).

> Лик святости "блаженный" в Русской Церкви хотя и присутствует, но относится исключительно к Христа ради юродивым

Я бы заменил "исключительно" на "преимущественно" :) Варианты отчасти описаны в нашей статье Блаженный. Есть еще одно объяснение, я в свое время задавал этот вопрос своему духовному наставнику, в точности ответ батюшки не вспомню - прошло много лет, но смысл был такой: у блж. Августина встречаются неправославные мысли, так что этот лик святости отражает некоторое осторожное отношение к нему, как к учителю, при сохранении почитания.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Несколько редакторских заметок
13.11.2015 12:42:23 в ответ на "Re: Несколько редакторских заметок" (Александр Иванов)

> Я понял Вашу логику, но, честно говоря, режет глаз написание с большой буквы (особенно на фоне безграмотных "благочестивых" сетевых текстов, где норовят писать с большой буквы чуть ли не все церковные термины).

Я ж говорю: не настаиваю. :)

> > Лик святости "блаженный" в Русской Церкви хотя и присутствует, но относится исключительно к Христа ради юродивым
> Я бы заменил "исключительно" на "преимущественно" :) Варианты отчасти описаны в нашей статье Блаженный.

Читал не так давно, помню, но "преимущественно" не употребил сознательно. Именование Ольги "блаженной" возникло во времена ещё не вполне устоявшегося деления на лики. Других чисто православных примеров, кроме юродивых, нет.

> Есть еще одно объяснение, я в свое время задавал этот вопрос своему духовному наставнику, в точности ответ батюшки не вспомню - прошло много лет, но смысл был такой: у блж. Августина встречаются неправославные мысли, так что этот лик святости отражает некоторое осторожное отношение к нему, как к учителю, при сохранении почитания.

Как говорится, ответ понятен. Это вполне приемлемо как предположение, но не более. Потому что "неправославные" мысли есть у такого количестве святителей и преподобных, что если бы из-за этого их переименовывать в блаженных, то у нас треть календаря изменилась бы. Иеронима и Августина именовали блаженными уже при жизни, это слово действительно стало их прозвищем. А "неправославные" мысли - это, что ли, по поводу филиокве? Предопределения? Некорректно называть "неправославным" написанное (или сказанное) в рамках полемики до соборных определений (тем более, что учение Августина о свободе и предопределении "не носит системного характера".) А о филиокве Георгий Флоровский (если не ошибаюсь), писал, что оно могло бы быть терпимым из одного уважения к Блаженному Августину (естественно, шла речь об относительно православной трактовке филиокве; ну и, конечно, в контексте того, что филиокве - это наименьшая из католических ересей - остальные гораздо страшнее).

Ответить