Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: Общие темы

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Православный календарь - общие вопросы концепции
21.12.2014 21:09:44 в ответ на "Re: Православный календарь - общие вопросы концепции" (д. Александр Васильев)

Просто к сведению тех, кому интересно. Русский и украинский (естественно, УПЦ) календари отличаются не только наличием в последних памятей местночтимых украинских (и некоторых других) святых. Две выдержки. Первая — из раздела «Пояснения к Православному церковному календарю» РПЦ (пользуюсь последним,который у меня есть — на 2010 год):

> После указания праздника или Недели и седмицы по Пятидесятнице, гласа Октоиха в первом абзаце, рядом с числом месяца, даются имена вселенских и русских святых, имеющих службу в Минеях и Триодях..., а также новопрославленных русских святых, их соборные памяти, независимо от того, есть или пока ещё нет им Службы. Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день. В третьем абзаце указываются праздники в честь месточтимых икон Божией Матери.
Второй — из раздела «Пояснения к месяцеслову» из Календаря УПЦ (на 2015 год):
> После указания праздника или Недели, гласа и седмицы по Пасхе, или по Пятидесятнице, в первом абзаце, рядом с числами, помещены имена рядовых святых, обозначенных в Типиконе, во втором — всех остальных святых по хронологии (выделено мною; редкие святые, чьё время подвига неизвестно, поставлены в конец списка, но перед новомучениками XX в. — д. А. В.), память которых приходится на этот день; в следующем абзаце — праздники в честь икон Божией Матери.
Итак, во главу угла поставлено не наличие служб в богослужебных книгах (причём с исключением для новопрославленных свв.), а наличие упоминания в Типиконе. И то, и другое — не оптимально: в «зелёных» Минеях иногда для одного дня есть по пять служб; в Типиконе святых — минимум (кстати, часть из них — правда, очень незначительная — служб не имеет). Второе: русские «нетипиконные» святые (как и, впрочем, украинские новопрославленные и вообще все) в украинском календаре помещены в общий список. Третье: во втором абзаце русского календаря (в отличие от украинского) святые расположены не только безо всякой хронологии, но и вообще без сколько-нибудь угадываемого принципа (желающие могут убедиться сами). Не могу сказать, с какого года наши календари приобрели названные отличия. Меня, честно говоря, больше устраивает украинский вариант — всё-таки хоть какой-то порядок. Хотя в своей собственной базе решил делать отметки возле имён святых, которым имеются службы или хотя бы индивидуальные тропарь с кондаком. По ликам святости имена не рассортированы. И тут имеется (лично для меня) некоторый диссонанс с упорядочиванием свв. по ликам в каталогах молитв литии...

Ответить