Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: Общие темы

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Православный календарь - общие вопросы концепции
11.12.2014 15:00:26 в ответ на "Православный календарь - общие вопросы концепции" (д. Александр Васильев)

Уважаемый отец диакон!

> существующее положение вещей, когда множество святых, почитавшихся неразделённой Церковью, оказались в силу разных причин забытыми официальными календарями и месяцесловами

действительно оставляет желать лучшего.

В смежной ветке (http://drevo-info.ru/forum/5992.html) Александр ответил Вам:

> Лично я не чувствую себя достаточно компетентным в поднятых вопросах, с удовольствием бы послушал других.

То же самое могу сказать от себя. Но, чтобы не оставить Ваше обращение без ответа, поделюсь небольшим опытом "в копилку" для обсуждения важной темы. Всё написанное ниже написано "импрессионистски", как воспринято сторонним ухом рядового молящегося прихожанина.

Насколько могу судить, общий вопрос о том как всё-таки правильно? или допустимо ли? относителен к местным условиям. За последние несколько лет мне пришлось побывать прихожанином в церквях константинопольской (в США), антиохийской (в США), русской (в "зарубежном" изводе в США и японском в Японии) и румынской (в Румынии) традиций. Поминовения святых совершались по-разному в каждом случае. Применительно к Вашим вопросам выделяются такие моменты:

  • В США западных святых - особенно англо-саксонских и кельтских - конечно почитают и поминают куда больше чем, например, в России или Румынии. В разном объеме и в разной форме, но их поминали во храмах каждой названной выше юрисдикции. Там есть живой запрос, живое почитание - связанное с именами, с семейными корнями, с культурно-языковой традицией. По наслышке знаю что в местах доминирования испано-язычных (т.е. части юга и запада США) есть такой же живой запрос на почитание иберийских святых, но их внедрение в богослужебную практику значительно отстаёт от англо-кельтских.

  • Строго хронологического или строго по-чинного порядка поминовения ни разу не встречал. Порядок, кажется, всегда смешанный. Насколько могу судить существенными критериями являются 1) важность, 2) поместная принадлежность и 3) хронология. Примеры применения этих параметров: 1) знаменитые святые вселенского масштаба будут скорее упомянуты вначале, 2) "свои" - т.е. греческие, сирийские, русские, румынские - святые будут присутствовать в большем объеме и выше по списку в зависимости от юрисдикции [кажется эта характеристика наименее ярко выражена у антиохийцев], 3) хронология тоже налицо - например, русские новомученики, если они поминаются вообще, окажутся в конце списка.

  • Касательно объёма диптиха поминаемых, ничего доходящего "до трёх десятков" не припомню. Налицо избирательность - разная в разных юрисдикциях.

Вот мои 2.5 копейки... Надеюсь будет польза.

Ответить