Видимо, именно лишь на данном основании (о происхождени из фемы Армениаков) делается вывод о том, что Никон происходил из семьи армянских землевладельцев. Следуя данной логике, можно предположить, что имеется в виду семья армян-халкедонитов (православных), а не монофизитов, т.е. их принадлежность к армянской среде определялась (кем?) лишь по лингвистическому признаку. Но тогда, вопрос первый, почему Никон свои труды писал не по армянски, да и "покаяться" требовал по гречески, и вопрос второй и главный - если он все таки говорил по-армянски, каким образом он просвящал "Спарту и многие греческие города"?.. В этой связя фразу о "богатых армянских землевладельцах" можно лишь как версию указать, либо вовсе убрать.
Нужно помнить, что в Византии православные греки, армяне, сирийцы, славяне, кельты и т.д. и т.п. не разделялись по национальному признаку и все были "ромеями". Синонимом "армянский" было "монофизит". Но тогда меняется совершенно сам смысл статьи, хотя о переходе Никона из монофизитства в православие не сказано ни слова.
|