Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МИСТИЦИЗМ"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Мистика и богословие.
20.09.2010 20:29:42 в ответ на "Re: Мистика и богословие." (Александр Иванов)

> надо постараться дать православное определение термина, очертить круг этих богословов, постараться показать основания для употребления этого термина (наличие или отсутствие синонимов "мистики" в святоотеческих трудах).

Проблема во многом в переводе. Для славянского церковного языка издавна знакомы слова "тайна", "таинство", "та́инственный", "та́инник" в их богословском значении (такое использование нахожу уже в "Старославянском Словаре" по рукописям X-XI веков - т.е. древнее некуда). Это как правило переводы с греческих оригиналов, производных от слова "мистирион", которое, конечно, глубоко укоренено в святоотеческой литературе. В латинский христианский лексикон это слово вошло зачастую без перевода - ср. соверменные англ. mystical, mysteries и т. д. Понятное дело что, лишившись православного осознания, это слово обрело новые смыслы и оттенки в римо-католическом, протестантском и "пост-христианском" дискурсах на Западе. Это искорёженное слово "мистицизм" и было впоследствии реимпортирванно в Россию в новом виде.

Лосский, проведя почти всю жизнь свою на Западе и обращаясь преимущественно к западной аудитории на её языке, использовал знакомое для них слово в исходном, греко-православном смысле. Для славяноязычного богословия естественней было бы пожалуй перевести название его знаменитой книги "The Mystical Theology of the Eastern Church" как "Та́инственное богословие Восточной Церкви".

Ответить