> Вряд ли можно полностью реабилитировать, оправдать употребление этого термина православными...
Не сочтите за дерзость, но "мистическая интуиция" подсказывает мне, что в обсуждаемой нами статье превалирующий акцент на книге проф. Осипова не вполне оправдан. Я думаю, Вам стоит прислушаться к словам архим.Рафаила (Карелина): " У профессора МДА Осипова в книге “Путь разума в поисках истины” есть глава “Мистицизм”. Прибавив к своему собственному разуму разум еще двух западных религиоведов, - католика Ганса Кюнга и протестанта Ф.Гейлера, - он пришел к выводу, что мистика проявляет себя “…в христианстве как болезнь, ненормальность, искажение веры и основ жизни. Истоки мистицизма всюду одни и те же – это гордость человека, его страстное стремление проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ними – сладострастие, искание высших наслаждений, экстаза” (“Путь разума в поисках истины”, с.280 ).
Здесь профессор путает православную мистику, основанную на аскетизме, с ложной мистикой – “духовной прелестью” и даже магизмом. Достаточно прочитать творения преподобного Григория Синаита, чтобы убедиться, что такие определения истины являются инсинуациями или непониманием. Профессор-рационалист не мог уловить разницы между христианской мистикой и пантеистической, между преподобным Макарием Великим и Мейстером Экхартом, между святителем Игнатием Брянчаниновым и Беме и, спутав феофанию с демоноявлением, извратил и опошлил само слово “мистика”. Похоже, что г-н Осипов хочет вообще изъять слово “мистика” из православного лексикона как нецензурное слово."
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/mistika/karelin_mis...tml
Давайте не будем вводить в заблуждение посетителей Древа и путать православную мистику с "духовной прелестью и магизмом".
|