Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МАКАРИЙ ВЫСОКОЕЗЕРСКИЙ"

иерей Сергий Бондарь
пользователь
православный

Сообщений: 14
Дата регистрации: 18.12.2023
Re: о. Сергию Бондарю: ВОПРОС
05.03.2025 16:54:41 в ответ на "о. Сергию Бондарю: ВОПРОС" (Донатас Таутер)

> Батюшка, простите, что переспрашиваю. Комиссия изменила дату кончины или дату памяти? Ведь память 19.09 зафиксирована в "Настольной книге священнослужителя" - без пометки, что местная; на сайте Финляндской Церкви - так же. Обладает ли епархия властью изменять дату памяти на общецерковном уровне? Или таки обладает, раз это местная память? Разъясните, пожалуйста.

Здравствуйте. На наш взгляд, в данном случае день кончины должен совпадать с днём памяти. Святой Макарий не был прославлен до революции и почитался служением по нему панихид. Единственным источником сведений о преподобномученике Макарии является его краткое Житие, составленное в 1683 г. свящ. Иосифом Титовым (https://www.pravenc.ru/text/2561318.html).

Список Жития был опубликован Крупкиным А. в Олонецких Епархиальных Ведомостях в 1914 (№ 7. С. 155-159, https://kanonizacia.cerkov.ru/files/2017/01/ОЕВ.-1914-№7.pdf). В житии указана точная дата кончины преподобномученика, о которой не было известно до публикации текста в начале XX века, поэтому исследователи, в том числе, Барсов Е.В., Ключевский В.О., Барсуков, Зверинский и др., не знали дату кончины преподобного и указывали только год кончины.

Мощи святого не обретались, следовательно не могло быть и установлено дней памяти, связанных с этим событием.

Если брать практику установления дня памяти святого в день памяти одноименного ему древнего святого, то 19 сентября нет в церковном календаре святых с именем Макарий.

Дореволюционная периодика и архивные документы не содержат сведений о дне памяти преподобномученика Макария 19 сентября. Череповецкая епархия с благословения епископа день памяти преподобномученика Макария Высокоезерского совершает в день его кончины, т.е. 3 октября по старому стилю/16 октября по новому стилю, согласно данным жития святого. Так как он местночтимый святой, думаю, что это дата и есть законная.

В Русской Православной Церкви прославление преподобномученика Макария произошло как местночтимого путем включения его в Собор Вологодских святых решением Священного Синода в 2023 году. Поэтому сведения о преподобномученике Макарии Высокоезерском в «Настольной книги священнослужителя» вызывают сомнения.

Признаю, что поступил некорректно, убрав в статье упоминание о праздновании 19 сентября памяти святого Финляндской церковью. Надо, наверное, было ставить две даты и указывать, что в Череповецкой епархии память святого совершается 3 октября по старому стилю/16 октября по новому стилю.

Ответить