> Выглядит странно. Ведь даже у РПЦ число преподобных больше, чем в этом списке. А сам праздник отсутствует в святцах других Церквей?
Конечно, это всеправославный праздник, служба содержится в Триоди постной, она неотменяемая - службы святых, чья память припадает на этот день в Минее, переносятся на повечерия. Ни в одном календаре ни одной Церкви я не встречал списка святых, поминаемых в этот день - по понятной причине: имеются в виду действительно ВСЕ - либо все преподобные, либо все постники (хотя я не очень понимаю, как можно быть преподобным - т. е. святым монахом - и не быть постником). Однако как бы то ни было, а в календаре РПЦ список (в алфавитном списке святых) именно таков, каков он в статье сейчас. (Можете сами убедиться: открываете каждую страницу списка и ищете по Ctrl+F текст "прпп." - так отмечены памяти в Соборе всех преподобных.) Все перечисленные в нём святые - это святые Восточных православных Церквей, имеющие в большинстве своём (но не все 100%) собственные дни памяти (во всяком случае, в Византии и сегодня в Греции). Самые старшие святые относятся к VII веку, так что, надо полагать, служба составлялась веке в VIII-IX. В X-XI вв. она уже есть во всех Триодях и уставах.
В Русской Церкви до революции большинство этих святых имело, как и у греков, свои дни памяти. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство их наследственно сохранилось и в календаре старообрядцев, и в календаре РПЦЗ (в основе календаря которой были календари дореволюционные); и у Сергия Спасского они есть - а от него многое пытались возродить в "Настольной книге священнослужителя" и Минеях, но внутренняя борьба в верхушке РПЦ окончилась победой тех, кто желал оставить в календаре как можно меньше имён. Мне неизвестны причины этого, и никто из компетентных людей, кого я вопрошал об этом, также причин мне не смогли назвать. Однако факт состоит в том, что сейчас в списке святых, отмеченных в календаре РПЦ как входящих в Собор всех "прпп." остался только один с датой памяти. Остальные памяти варварски вычищены!
У календаря "Древа" есть преимущество перед календарём РПЦ: первый не ограничивается вторым, и у нас греческие памяти можно будет расставить по персональным статьям (часть из которых уже существует, а часть может быть написана - хотя бы по той же "ПЭ" [1]).
Как я написал в статье, в Каноне Триоди есть иена ещё нескольких святых, которых не отмечены в списке РПЦ - насколько я могу судить, это более известные святые Вроде Антония и Арсения Великих и других восточных отцов-пустынников. Это отдельный кусок работы, потому что идентифицировать по одному только имени бывает очень трудно (я удивляюсь, что это у меня получилось и с имеющимися в списке сейчас, - ну, видно, Бог помог). Опять же, если Бог даст, я постараюсь с этими дополнительными именами разобраться, но позже, после Поста. Времени нет; если я что и смогу, то только вносить другие правки, уже приготовленные в черновиках.
P. S. Только что увидел не замеченную ранее опечатку:
[1] Справедливости ради должен отметить, что в процессе работы над статьёй моё отношение к ПЭ ощутимо улучшилось. Я продолжаю не испытывать восторга по поводу наукообразных следственных дел вместо житий великих святых. Но с "мелкими" они разобрались достаточно тщательно, хотя, к сожалению, и неполно. |