> ваше непонимание меня несколько пугает.
Это не непонимание, это наше с Вами давнишнее и принципиальное расхождение. Вашу позицию я понимаю, хотя сам придерживаюсь другой, которой придерживаются все современные агиографы, и на которую Вы решиться не осмеливаетесь. Писал много раз и подробно, повторю вкратце - не ради полемики или дальнейшего спора (тему этого топика, считайте, закрыли), а чтобы позицию эту сформулировать.
В IV томе "Житий" Макария Симонопетрского на стр. 110-112 есть статья: "Память святых мучеников Христоса и Панагия Гастунских, Пелопоннесских". Сноска к заголовку гласит (выделения мои): "«Страдание» этих двух мучеников, не известное по агиографическим сборникам, излагается иеромонахом Захарией Карантином Этолийским, который также составил службу в их честь. Это повествование сохранилось в единственной рукописи Библиотеки Румынской академии наук в Бухаресте и недавно опубликовано под редакцией И. Хадзиса (Афины, 2005). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Перевожу на Ваш язык. Забытая память о святых, православное почитание которых полностью отсутствовало - не только в месяцеслове Русской Православной Церкви их нет, но и ни в одном другом. Однако в 2005 году некто наткнулся на рукопись в Бухаресте и впервые за многие столетия (!) опубликовал её или её пересказ. А Макарий включил память в свой житийный цикл. В Вашей системе координат этого нельзя было делать, поскольку ни о каком православном почитании в наше время и речи нет - во всяком случае, не было до 2005 года. Однако Макарий исходил из того, что святой - вне зависимости от того, помнят о нём православные или забыли - остаётся святым. И он в 2008 году смело включил это житие во 2-е здание "Житий", открыв таким образом их православное почитание. Он не побоялся.
|