Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: Общие темы

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Максим (митрополит Киевский)
12.03.2023 20:07:59 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Геннадий Ков)

>... у меня два вопроса: 1. В чем причина переноса кафедры, так как бегство от татарского засилья не есть истинным мотивом, так как в месте переноса они уже шесть лет как начали это засилье?

Ваша вопрос понятен (и мысль не нова). Скорее это даже не одна мысль, а клубок мыслей...Мне кажется (т.е. это всего лишь мое личное мнение, и поэтому считаться или спорить со мной смысла нет), Вы исходите из позиций современных (не более чем 30-60-90 летней давности). 800-700 лет назад люди жили и руководствовались др. мировозренческими категориями.

Как вариант: В 1290 году Киев уже был в полузапустении. Он уже не был тем крупным торговым и ремесленным узлом на пути "из варяг в греки". Возможно, городе еще оставались какие-то семьи купцов ремесленников, но уже не было той славной княжеской дружины. Т.е. не было крупного военного княжеского гарнизона. Власть княжеская была номинальной. Князя в городе фактически не было. Вооруженные люди были, но они уже были подотчетны администрации баскаков. Город постепенно терял великокняжеский статус ...

А 1290-х годах Киев и Владимир на Клязьме были в пределах одного гос-ва (улус Джучи). Через 100 лет - Киев входил в Вел. кн. Литовское, город Владимир уже утратил свой великокняжеский статус и был присоеденен Московскому кн.-ву. Еще при жизни митр. Киевского Алексия (резиденция в Москве) ему на смену был настолован на Киевскую кафедру митр. Киприан (резиденция в Вильно). После переезда Киприана в Москву, он объезжал епархии и в Литве и Московии (т.е., на тот момент епархии, входящие в состав одной и той же митрополии, располагались в нескольких разных гос-вах, митрополия продолжала титуловться Ро́ссией с титулированным митр. Киевским.

В канцелярии Константинопольского патриархата на 1292 год фиксируются термины территорий "Микроро́ссия" и "Мегаро́ссия", т.е. Нижняя/Ближняя Ро́ссия и Верхняя/Дальняя Ро́ссия, последняя без привязки к какому-то княжеству. Какое-то время греческий термин Микроро́ссия относился не к Киевской, а Галицкой митрополии. Уроженец Волыни митр. Петр в Константинополе был поставлен митрополитом не на Галицкую, а Киевскую кафедру (т.е. митрополитом не Микро, а Мегароро́ссии).

>2. Какое событие стало точкой отсчета автокефалии РПЦ в 1448-м году?

См. Флорентийская уния.

Вскоре после событий, связанных с Флорентийским собором в канцелярии Константинопольской патриархии фиксируются две митрополии "Микроро́ссия" и "Мегаро́ссия" с привязкой с Киевом (Вильно) и Москвой. В Москве начали избирать митрополитов без согласования с Константинополем, но имена этих митрополитов были внесены в диптих К-польского патриарха. Не знаю, можно ли это считать разрывом евхаристического общения или нет, но это было в XIII-XV вв. Сейчас др. время, искать аналогии с настящим, это всеравно, что пытаться "натянуть сову на глобус" (имхо).

Ответить