Геннадий Ков пользователь Православие Сообщений: 6 Дата регистрации: 23.01.2023 |
Максим (митрополит Киевский)
24.01.2023 00:13:10 |
|
Здравствуйте. Имею большое желание обсудить факты и выводы об историческом событии, изложенном по следующей ссылке в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_(митрополит_Киевский) В статье прошу обратить внимание на следующее утверждение «… в 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму…», что послужило началом дальнейшего приобретения городом Москвой значения церковной столицы Руси уже в годы его преемника, митрополита Петра. Как известно из той же википедии Владимир на Клязьме был захвачен ордынцами в 1293 году из чего возникает резонный вопрос - каков же был на самом деле мотив Максима? Бежать от татар в их же более глубокий тыл как-то нелогично. |
||
Ответить | ||
Панайот Кофалалос только чтение православный клирик (УПЦ) Сообщений: 1022 Дата регистрации: 30.03.2021 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
24.01.2023 01:28:00 в ответ на "Максим (митрополит Киевский)" (Геннадий Ков) |
|
Википедия (в народе пренебреж. Педивикия) академическим источником информации вообще не является. Тамошня статья о святителе Максиме очень кратка, многое осталось за кадром. Лучше читать "Православную энциклопедию" https://www.pravenc.ru/text/2561548.html : В 1299 г. М. со всем двором покинул Киев и избрал своей постоянной резиденцией Владимир-на-Клязьме - столицу великого княжения Владимирского (сохранив при этом прежнее титулование Киевским, поскольку Киев до 1354 признавался офиц. центром митрополии К-польским Патриархатом). Во владимирской летописи отмечается, что «митрополит Максим, не терпя татарьского насилья, оставя митрополью и збежа ис Киева и весь Киев розбежалъся. А митрополит иде ко Бряньску и оттоле иде в Суждальскую землю и со всем своим житьем» (Там же. Стб. 485). Упоминаемое летописью «татарское насилие» «явно связано с происходившей в 1299 г. войной между Тохтой и Ногаем… Киев входил в сферу влияния Ногая и стал жертвой похода войск Тохты» (Горский. 2000. С. 39). Как отмечает Н. Г. Бережков, «точная дата прибытия его (М.- Авт.) во Владимир остается неизвестной; читаемое в летописях (Софийская I, Воскресенская) сообщение, что Максим «седе во Владимире» 18 апреля, явно ошибочно» (Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 122, 322-323).
...По мнению Б. А. Успенского, «перенос Киевской митрополии во Владимир после татаро-монгольского нашествия (в 1299 г.) в целом ряде отношений напоминает перенос Константинопольской патриархии в Никею после завоевания Константинополя (в 1208 г.), и это сходство едва ли является случайным: надо полагать, что Киевская митрополия была перенесена во Владимир именно ввиду прецедента, созданного в Никейской империи. Соответственно, русские митрополиты во Владимире (и затем в Москве) продолжают именовать себя «Киевскими», подобно тому как Византийские Патриархи, оказавшись в Никее, продолжали именовать себя «Константинопольскими»» (Успенский. 1998. С. 374). А. Е. Мусин считает, что причиной переезда М. во Владимир явилось не ордынское разорение Киева, а канонические основания: «...топографическая взаимозависимость церковной и светской власти имплицитно присутствует в 3-м прав. II Вселенского Собора (Константинополь, 381 г.) и 28-м прав. IV Вселенского Собора (Халкидон, 451 г.), отдавая первенство чести епископу столицы, которая есть «город царя и синклита»... Поэтому отнюдь не конъюнктурными соображениями, но следованием каноническим нормам должен объясняться и переезд митрополита в Северо-Восточную Русь, поскольку номинальная власть на Руси, согласно ордынскому ярлыку, принадлежала великому князю владимирскому» (Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010. С. 79).
|
||
Ответить | ||
Геннадий Ков пользователь Православие Сообщений: 6 Дата регистрации: 23.01.2023 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
24.01.2023 13:18:28 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Панайот Кофалалос) |
|
Спасибо за ссылку на более развернутое обьяснение. Но , давайте рассуждать логически : уместно ли сравнение с переносом в Никею Константинопольского престола, ведь Никея свободна от мусульман, а Владимир в то время являлся уже шесть лет как под ордынской властью (был захвачен в 1293-м) и переезд туда не означал бегство от орды. Представьте на секундочку что после захвата Гитлером Киева митрополит Киевский перенес бы свое подворье и административный центр например в Дрезден. Такое обьяснение имеет явно политическую коньюктуру. У меня есть гораздо более правдоподобное обьяснение причины переезда и оно основано во-первых на простой житейской логике, а во вторых укладывается в контекст исторических событий предшествовавших захвату Киева ордой в 1299-м. 1. После Крещения Руси в 988-м, она изменила вектор своей религиозности, который не мог изменится в одночасье с таинством в котором приняло участие какой-то незначительный процент жителей Киева. Многие восприняли акт крещения как разновидность языческого обряда, а Христа как еще одного Бога языческого пантеона. Народ был неграмотен, проповедь Евангелия мягко говоря, хромала , а по моему убеждению она и сейчас хромает. 2. В результате упора на обрядовость в исповедании Христианской веры сыновья Владимира так и не стали христианами по сути. За три века до переноса кафедры Киевского митрополита из Киева во Владимир наследники Владимира постоянно вели междуусобные войны. Одни братья-князья обьединялись в военные союзы против других, города переходили из рук в руки. Некоторые князья имели своего (не побоюсь этого слова) ручного епископа, благословлявшего эти междуусобные походы. И это не могло не найти соответствующий отклик у Бога. Господь послал ордынское нашествие на Русь. 3. Первый захват и разграбление Киева состоялся в 1240 м году. И согласно историческим документам татары тогда продвинулись глубоко в Европу, дойдя до Германских владений. При этом свои войска они пополняли в том числе и за счет покоренных народов (что нашло свое продолжение и до наших дней). 4. В обсуждаемом нами 1299-м году был захвачен не только Киев , но и Москва, основанная Юрием Долгоруким, который не удовлетворился основанием Москвы, а продолжил войну за Киев, который захватил в 1155-м году, а в 1157 там же и был отравлен. 5.На захваченных ордой землях устанавливалась , выражаясь современными терминами, колаборационистская власть. Князь должен был получить от татар ярлык на княжение, дающий ему право княжить и собирать подати для хана. История запечатлила факт того что между князьями возникали распри за право получить ярлык и эти споры как третейский судья разрешал хан, что свидетельствует о том, что ордынское нашествие не изменило междоусобные отношение между наследниками Владимира, а только привнесло в их междуусобицу ордынский патронат. Исходя из изложенного у меня напрашивается следующий логический вывод - когда в 1299-м году Киев был в очередной раз захвачен ордой, то решение перезда митрополита Максима во Владимир было вызвано никак не желанием спрятаться от татар (во Владимире они уже шесть лет как установили свои порядки), а явилось результатом вражды русских князей, их желанием доминировать над оппонентами. Выражаясь саркастически - у кого патриарший жезл тот и главный. А кто главный тот и навязывает свою волю остальным. И где же тут Христос? А его нет (среди нас), и то что мы видим сегодня результат невыученных уроков сотни лет назад. |
||
Ответить | ||
Геннадий Ков пользователь Православие Сообщений: 6 Дата регистрации: 23.01.2023 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
11.03.2023 21:47:48 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Панайот Кофалалос) |
|
Здраствуйте. Я выждал достаточно долгую паузу, в надежде что кто-то поймет ключевой момент и дальнейшая дискуссия поможет пролить свет на произошедших тогда событиях, ведь последствия тянутся до сих пор. Как написал некто именующий себя историком - в 1299 м году митрополит Максим спасаясь от тататрского засилья перенес духовный центр Киевской Руси во Владимир, а потом в Москву. То, что такая формулировка притянута за уши в угоду политическому контексту понятно всем кто не имеет пристрастия в этом вопросе. Но такую формулировку развенчивает и другое железобетонное доказательство - в Москве в 1948-м году проходили торжества по случаю 500-летия автокефалии РПЦ и даже есть документальный фильм https://www.youtube.com/watch?v=BXgRLBhj6Tk Так почему же возник зазор в 149 лет между так называемым переносом духовного центра и точкой отсчета основания автокефалии? |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
12.03.2023 04:42:16 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Геннадий Ков) |
|
> Так почему же возник зазор в 149 лет между так называемым переносом духовного центра и точкой отсчета основания автокефалии?
Это же несвязанные между собой события. Перенос кафедры никак не связан с провозглашением автокефалии. |
||
Ответить | ||
Геннадий Ков пользователь Православие Сообщений: 6 Дата регистрации: 23.01.2023 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
12.03.2023 14:58:55 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Александр Иванов) |
|
> > Так почему же возник зазор в 149 лет между так называемым переносом духовного центра и точкой отсчета основания автокефалии?
> Это же несвязанные между собой события. Перенос кафедры никак не связан с провозглашением автокефалии.
Хорошо. Тогда у меня два вопроса: 1. В чем причина переноса кафедры, так как бегство от татарского засилья не есть истинным мотивом, так как в месте переноса они уже шесть лет как начали это засилье? 2. Какое событие стало точкой отсчета автокефалии РПЦ в 1448-м году?
|
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
12.03.2023 16:56:10 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Геннадий Ков) |
|
> Тогда у меня два вопроса: 1. В чем причина переноса кафедры, так как бегство от татарского засилья не есть истинным мотивом, так как в месте переноса они уже шесть лет как начали это засилье? 2. Какое событие стало точкой отсчета автокефалии РПЦ в 1448-м году?
Полагаю, по первому вопросу у историков есть разные версии, вряд ли мы можем что-то утверждать безапелляционно, мы часто не знаем причинно-следственные связи и для событий нашего времени. А второй вопрос легко гуглится, попробуйте. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2248 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
12.03.2023 20:07:59 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Геннадий Ков) |
|
>... у меня два вопроса: 1. В чем причина переноса кафедры, так как бегство от татарского засилья не есть истинным мотивом, так как в месте переноса они уже шесть лет как начали это засилье?
Ваша вопрос понятен (и мысль не нова). Скорее это даже не одна мысль, а клубок мыслей...Мне кажется (т.е. это всего лишь мое личное мнение, и поэтому считаться или спорить со мной смысла нет), Вы исходите из позиций современных (не более чем 30-60-90 летней давности). 800-700 лет назад люди жили и руководствовались др. мировозренческими категориями. Как вариант: В 1290 году Киев уже был в полузапустении. Он уже не был тем крупным торговым и ремесленным узлом на пути "из варяг в греки". Возможно, городе еще оставались какие-то семьи купцов ремесленников, но уже не было той славной княжеской дружины. Т.е. не было крупного военного княжеского гарнизона. Власть княжеская была номинальной. Князя в городе фактически не было. Вооруженные люди были, но они уже были подотчетны администрации баскаков. Город постепенно терял великокняжеский статус ... А 1290-х годах Киев и Владимир на Клязьме были в пределах одного гос-ва (улус Джучи). Через 100 лет - Киев входил в Вел. кн. Литовское, город Владимир уже утратил свой великокняжеский статус и был присоеденен Московскому кн.-ву. Еще при жизни митр. Киевского Алексия (резиденция в Москве) ему на смену был настолован на Киевскую кафедру митр. Киприан (резиденция в Вильно). После переезда Киприана в Москву, он объезжал епархии и в Литве и Московии (т.е., на тот момент епархии, входящие в состав одной и той же митрополии, располагались в нескольких разных гос-вах, митрополия продолжала титуловться Ро́ссией с титулированным митр. Киевским. В канцелярии Константинопольского патриархата на 1292 год фиксируются термины территорий "Микроро́ссия" и "Мегаро́ссия", т.е. Нижняя/Ближняя Ро́ссия и Верхняя/Дальняя Ро́ссия, последняя без привязки к какому-то княжеству. Какое-то время греческий термин Микроро́ссия относился не к Киевской, а Галицкой митрополии. Уроженец Волыни митр. Петр в Константинополе был поставлен митрополитом не на Галицкую, а Киевскую кафедру (т.е. митрополитом не Микро, а Мегароро́ссии). >2. Какое событие стало точкой отсчета автокефалии РПЦ в 1448-м году?
См. Флорентийская уния. Вскоре после событий, связанных с Флорентийским собором в канцелярии Константинопольской патриархии фиксируются две митрополии "Микроро́ссия" и "Мегаро́ссия" с привязкой с Киевом (Вильно) и Москвой. В Москве начали избирать митрополитов без согласования с Константинополем, но имена этих митрополитов были внесены в диптих К-польского патриарха. Не знаю, можно ли это считать разрывом евхаристического общения или нет, но это было в XIII-XV вв. Сейчас др. время, искать аналогии с настящим, это всеравно, что пытаться "натянуть сову на глобус" (имхо). |
||
Ответить | ||
Геннадий Ков пользователь Православие Сообщений: 6 Дата регистрации: 23.01.2023 |
Re: Максим (митрополит Киевский)
12.03.2023 21:45:29 в ответ на "Re: Максим (митрополит Киевский)" (Александр Иванов) |
|
> Полагаю, по первому вопросу у историков есть разные версии, вряд ли мы можем что-то утверждать безапелляционно, мы часто не знаем причинно-следственные связи и для событий нашего времени. А второй вопрос легко гуглится, попробуйте.
Да, но что нам мешает примерить на себя известные обстоятельства того времени и оттолкнуться от них с учетом подобных исторических примеров? Ведь мы же можем проанализировать мотив и поведение евангельских персонажей - апостолов Петра, Иуду имя которого стало нарицательным. История с 30 серебренниками она ведь тоже возникает в жизни каждого прожившего жизнь. Всем известен термин - христопродавец, это когда человек в угоду грешным амбициям (слава, деньги) идет на компромисс с совестью и получая свои 30 серебренников, теряет большее (то что потерял Иуда). Поэтому я, опираясь на известные обстоятельства и личный жизненный опыт, делаю вывод о том, что сыновья Владимира Великого, пройдя обряд крещения не стали христианами. Об этом свидетельствуют их дела, их бесконечные войны друг с другом. И даже татарское нашествие не стало обьединяющим началом перед лицом внешней агрессии. Татарский хан стал не врагом, а третейским судьей, за расположение которого шла борьба между потомками Владимира. И именно такая атмосфера стала питающей средой способствущей тому что митрополит Максим перенес свою кафедру во Владимир. Этот переезд стал логическим продолжением военного противостояния на оси Москва - Киев. В 1149-м году Юрий Долгорукий начал осаду Киева , а в 1155 добился его захвата. Потом был отравлен в 1157-м. И ко времени захвата Киева в 1299-м напряжение между Киевом и Москвой никуда не исчезло, а потому факт переезда Максима ничто иное как военный трофей. Мы конечно же не знаем какие слова и обещания были даны Максиму, какими благими намерениями этот переезд сопровождался. Зато всем известны слова Иуды о мирро которое он пожадничал Христу под благим предлогом раздачи милостыни нищим.
А теперь коснемся 1448 года. Москва разорвала евхаристическое общение с Киевом - это результат, это то событие с которого начинается отсчет автокефалии РПЦ. Я сейчас не буду углубляться в рассмотрение каноничности этого события. Допустим что это было канонично. Ведь история своими последствиями (плодами) расставит все на свои места. По плодам их узнаете их. И какие же мы видим плоды?
Одним из фундаментальных плодов является рождение концепции Москва - третий Рим. То, как она трактуется в наши дни можно ознакомиться по ссылке https://znanierussia.ru/library/video/istoriya-koncepcii-mos...854
И как мы видим эта концепция оставила неизгладимое впечатление до наших дней. И если проанализировать ее суть, к чему она призывает , то , на мой взгляд, не нужно иметь глубокого богословского образования чтобы увидеть в ней духовную болезнь под названием прелесть. Что означает лесть себе, искренняя вера в свою исключительность, возвышенность над другими. Мы являемся тем малым стадом ради которого Господь еще терпит эту грешную землю - эти слова я неоднакратно слышал с церковного амвона. После чего приходят на ум слова евангельского фарисея - несмь якоже прочие человецы. И меня удивляло - неужели сам говорящий не видит противоречия в этих двух утверждениях? Кто посмотрел указанную выше ссылку наверняка догадался откуда появился символ Z на российской бронетехнике участвующей в СВО. Очень часто из уст церковных иерархов я слышал фразу о блудном загнивающем западе, как правило она звучала в контексте малого стада ради которого Господь еще терпит эту грешную землю. И меня всегда удивляло, почему тому кто это произносит не приходят на ум слова Христа - "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;"? "истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие,
Евангелие от Матфея 21:31 — Мф 21:31: https://bible.by/verse/40/21/31/
|
||
Ответить |