> > Было: блгв., мч. Стало: мч.
> > Ну почему?! В календаре куча примером сочетания двух этих (и не только этих) ликов святости! Я навскидку не вспомню, но вот то, что пришло в голову:
> > * Святой мученик благоверный царь Грузинский Луарсаб II
> > * Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб
> "Куча примеров" свелась к двум. Луарсаб II - ладно, но, скажите, когда святые страстотерпцы Борис и Глеб успели стать мучениками? Почему? Что это за профанация?
> Все-таки "благоверный" и "мученик" это разные сонмы святых
Вы весьма упрощаете. Это не профанация, а Ваше недопонимание. Я Вам привёл пример из официального календаря РПЦ. Если этого мало, то могу добавить ещё. В молитве литии (читается дважды - диаконом в виде первого прошения и священником в виде главопреклонной молитвы) и утрени (читается диаконом в виде прошения перед каноном) "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое..." во всех Служебниках, напечатанных с незапамятных времён до примерно 1960-х годов, в так называемом каталоге святых (поминовение избранных угодников Божиих) содержалось призывание "святых благоверных российских князей и страстотерпцев Бориса и Глеба" | (tmp для форума 1) | (а в киевских - "Бориса, Глеба и Игоря"). В древнерусских месяцесловах - и до сих пор в месяцеслове Минеи - поминали как "Святых мученик и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святем Крещении Романа и Давида" [1]. ОБратите внимание: мученичество и страстотерпчество трактуются как отдельные подвиги, и оба вменяются этим святым!
| (tmp для форума 2) | Безотносительно Бориса и Глеба, в Ирмологии величание святым мученикам такое: "Величаем тя, страстотерпче святый, имярек, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси".
> обычно прославляют за что-то конкретное и, как правило, мучеников именно за мученичество, хотя большинство из них отличалось и другими добродетелями.
Прославляют очень и очень индивидуально. Например (возможно, я уже приводил этот случай, не помню), двух митрополитов Московских и всея Руси - Филиппа и Ермогена, умученных в темнице, прославили по-разному: Ермогена - как священномученика, именно за мученичество, а Филиппа - как святителя, так сказать, по совокупности подвигов и административных, и исповеднических (он смел перечить царю), и мученических. Святительский подвиг в православном понимании выше мученического (потому и порядок ликов святости принят именно такой: пророки - апостолы - святители - благоверные - мученики - священномученики [тоже интересно: мучение мирянина - выше мучения клирика!] и т. д.).
Православной агиографии никогда не было чуждо желание выйти за узкие рамки терминологических определений. Поэтому у нас в святцах есть такие святые, как, например, Прп. и блгв. кн. Олег Брянский - вот именно так! [2] Целый ряд русских князей и княгинь приняли перед смертью постриг, но их, как правило, относят либо к благоверным, либо к преподобным (бывает, что в одних источниках так, в других иначе); но вот святого Олега именуют благоверным и преподобным везде, такова особенность именно его подвига.
> Убрал из желания уменьшить вариативность в списках. В персональных статьях, разумеется, будем приводить полный набор "титулов" с соответствующими ссылками и пояснениями.
Целью должно быть не уменьшение вариативности (зачем? кто сказал, что это лучше?) - т. е. следование не некоей внешней форме, а реальности! Списки должны быть информативны и соответствовать форме эталона - каковым является месяцеслов РПЦ. (В Русской Церкви, как уже писалось, гораздо больше порядка с ликами святых, чем, скажем, в Церквах греческой традиции.)
[1] См. 24.07 http://korolev.msk.ru/minea/jul3/jul3415.html [2] http://calendar.rop.ru/?idd=276 |