Губин Андрей Владимирович пользователь Мп Сообщений: 548 Дата регистрации: 13.09.2011 |
Re: фото на вскрытие мощей
29.08.2022 22:06:45 в ответ на "Re: фото на вскрытие мощей " (Олексій Тре) |
||||
> > > > На кинокадре этой инценировки есть архимандрит?, см. фото на с. 102: http://zadonsk-elets.ru/docs/ZM_5ed.pdf
> > Судя по возрасту и белой бороде (стоит боком; c.102), возможно, похож на архимандрита (хотя уверенности нет). как бы со. стр. 102 скопировать фото (где двое с белыми бородами)?? (как наглядное предположение).
>
Спасибо большое! есть чем статью дополнить об архимандрите Александре! Источник: Журнал «Революция и церковь». - 1919. - № 2. - С. 9-23 https://ru.wikisource.org/wiki/Вскрытие_мощей_Тихона_Задонск...ин). Михаил Галкин (псевд. Горев) пишет: Вскрытие „мощей“ Тихона Задонского. По словам монашествующих „мощи“ со времени их торжественного открытия в 1861 г., когда была удостоверена их нетленность, оставались неприкосновенными; менялось на „мощах“ только верхнее архиерейское облачение, и потому они ни в воем случае не могут их показать… Волна разоблачения многовекового обмана церковников докатилась и до Воронежской губернии. Сами трудящиеся массы на целом ряде собраний и митингов решило сбросить тайные покровы с раззолоченных и загадочных гробов с мощами Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Осмотром „мощей“ 28 января в Задонске и 3 февраля в Воронеже твердо установлено, что никаких „нетленных“ мощей в гробах не оказалось. В раках мощей были найдены самые обыкновенные и тленные предметы, как, например, горы простых тряпок и ваты, дамские чулки, туфли и перчатки, полусгнивший череп, картон и истлевшие от времени, рассыпавшиеся при прикосновении части костей. Обстоятельства, при которых состоялось вскрытие „мощей“ Тихона Задонского, а вместе с тем и результаты самого вскрытия удостоверяет следующий официальный документ. Протокол. По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов от 27 января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р. К. П. (большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28 января 1919 года в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита. Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта. Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать. По словам монахов мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором (Никольским), Воронежским архиепископом Иосифом, Тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность. По словам монашествующих мощи с того времени оставались неприкосновенными; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать. После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией. Монашествующие стали советоваться, кому по чину начать снимать дорогое облачение с Тихона. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующее увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована. Распороли повязки - их было несколько рядов (около 7). Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.-е. рассыпавшийся при прикосновении). Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось. После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т. к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения. Взору присутствовавших представилось следующее. Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Тихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала. Затем было преступлено к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне. Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками. Внутри картона - вместо мощей оказалась вата. Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень и бедро оказались сделанными, из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата. В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей. Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной чашечкой (т.-е. кость была перевернута). Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и всевозможных тряпок, увязанных бинтовой материей. Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была также составлена, но в ней было несколько перстяных костей. Ни плеча, ни подплечья совершенно не было. После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т. п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц. Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свеже отделанном ящике. В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул. Протокол нам прочитан и признан правильным, в чем и подписуемся. Собственноручно подписали (следуют многочисленные подписи). Тотчас же после вскрытия „мощей“ Задонский Исполком распорядился выставить у гроба караул, а на следующий день все желающие убедиться собственными глазами в результатах вскрытия, были допущены к осмотру содержимого в раках. Тут же выступали ораторы, которые раз’ясняли значение вскрытия мощей. Ораторы пользовались среди толпы большим успехом. III. Вскрытие „мощей“ Тихона Задонского. Из „внутренностей“ идет пыль. Монахи смущены. Они отходят в сторону. Кто-то из членов комиссии начинает рыться в тряпках, шелке и бархате, наполняющих раку, и извлекает кусок „мощей“, долженствующий изображать ногу: тонкая кишка, сшитая из светлой материи, гнущаяся, как нога сшитой „домашними средствами“ куклы, преломляется в колене, и то место, которое носит название бедра, туго набито белой ватой. На ступне картонная кукольная туфелька, поверх нее еще одна комнатная туфля из шелка с золотой обшивкой. Другая нога такая же искусственная и сверху обвита узкими атласными лентами. Комиссией был составлен соответствующий протокол. Через короткий срок толпы народа окружили ворота монастыря; граждане по очереди входили в храм и лично убеждались в великом многовековом обмане со стороны церковников. Официальные данные обследования. Акт. 3 февраля 1919 года, составлен настоящий акт в том, что сего числа в 13 ч. 30 мин. комиссия под председательством секретаря Губернской Чрезвычайной Комиссии тов. Бессмертного в составе следующих представителей от Губисполкома: тт. - Драгачев, Горисполкома - Дьяков, Губ. Чрезв. Ком. Рождаев, Штанько, Бессмертный и Авербух, Губ. Сов. Проф. Союз, Губ. мед. санит. отд. врач Шноль, Гор. Отд. Народного Здравия: т. доктор Бененсон и т. Лебеденко, Губ. Земельн. Отд. - т. Хинценберг, Жилищого Отд. - т. Дмитриев, Почт-Телеграфн. Отдела - От 5 Губернского Съезда Советов: Нижнедевицкого уезда: тт. Вочтов, Николаев; Богучарского - Липцов; Калачевского - Крамин, Белоглидов; Воронежского - Протопопов и Уразов; Задонского - Ромихин, Барбашев; Землянского - Голомедов, Сапин; Острогожского - Коргин, Ханеев; Валуйского - Волковой, Овсянников; Новохоперского - Буханцов, Ермаков; Бобровского - Критов, Матвеенко; Павловского - Мозговой, Попов; Алексеевского - Мукасеев, Сюсюков, и три врача-эксперта: тт. Василевский, Шахназаров и Шноль. При осмотре оказалось следующее. Когда указанные представители подошли к гробнице, последняя оказалась открытой, что и было сфотографировано фотографом Губчрезвычкома. Видна была внутренность гробницы, закрытая парчой. На поверхности две белые перчатки, изображающие скрещенные руки. Архиепископу Тихону было предложено снять парчу и открыть мощи, от чего он отказался, пригласив для этого архимандрита, который за мощами ухаживал и наблюдал. Когда архимандрит снял верхнюю парчу, то в изголовье гробницы оказался череп, обтянутый белой материей. По снятии белой материи оказался темный выветренный без нижней челюсти череп, рассыпавшийся от прикосновения рук, прислоненный к тряпкам, изображавшим туловище; далее, когда расстегнули и сняла ризу, оказалась черная материя, обшитая розовой шелковой лентой до самых ног. Была размотана лента и снята материя, после чего внутри, на месте груди, оказалось около пятнадцати штук воздушиц, т.-е. платков для покрытия церковных сосудов и куски белой ваты. Когда все упомянутое было снято, то обнаружена вторая обмотка красной шелковой лентой поверх старых монашеских ряс, совсем гнилых. Когда это было размотано, то обнаружены разные куски тряпок и ваты и одна литографическая, совсем новая карточка с изображением Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Место рук сверху обмотано позолоченной лентой старой материи, внутри же - разных сортов вата и тряпки. В левой руке вместо среднего пальца оказалась кость, обвернутая ватой и тряпкой. Остальная часть кисти и руки состояла из тряпок и ваты. Ноги оказались около 2½ четвертей длины, обутые в белые башмачки и шелковые чулки. Бедра и голени состояли, как и руки, из тряпок и ваты. В ступне оказалось две кости полусгнившие, остальная ступень - тряпки и вата. При вскрытии тряпок, изображавших живот, изнутри поднялась пыль от гнилых тряпок в виде плесени. Все находимые кости передавались в руки врачей, которые делали свое заключение, прилагаемое при сем отдельно. На фигуре был найден поверх ризы один серебряный позолоченный крест на серебряной цепочке. Вскрытие „мощей“ Тихона Задонского. …Вместо кисти руки перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой… Верность всего изложенного своими подписями подтверждаем: Председатель Комиссии - Бессмертный. Секретарь Комиссии - Буханцов. Представители Митрофановского монастыря: Архиепископ Тихон, Игумен Владимир (Даньшин), член епархиального церковного совета Б. Рукин, иеромонах Феона (Трибунский). Представители: Губисполкома Драгачев, Горисполкома Дьяков, Губчрезвычкома Рождаев, Тыщук, Шганько, Авербух. Профессиональных Союзов жилищного Совета - Дмитриев, Губ. Земельн. отд. Хинценберг. Почт.-Телеграфн. отд. - Губ. Медико-Санитарн. отд. - Шноль, Гор. Отд. Народного Здравия - Бененсон, Лебеденко; врачи-эксперты - Василевский, ассистент-ординатор терап. клин. Шахназаров. Делегаты Съезда - V-го Губ. Съезда Советов (следует 26 подписей). IV. Три документа. 7 и 8 февраля воронежской Чрезвычайной Комиссией были опрошены: игумен Митрофановского монастыря Владимир (Даньшин), гробовой при раке Митрофана иеромонах Феона (Трибунский) и архиепископ Воронежский Тихон. Все три протокола крайне любопытны. Снабженные подписями самих же допрашиваемых монахов, эти документы проливают достаточный свет на те махинации, которые проделывались монахами за монастырской стеной. — Признаете ли вы себя виновным в подделке мощей в целях эксплуатации религиозных чувств граждан? — Нет, — отвечает Феона, — я вам скажу коротко об этом так: когда ставят солдата к казенному ящику, то разве он знает, что там лежит и сколько находится денег. Нет! Так и мы. Нас приставили ко гробу, но что там было - мы не знали. Я только одежду сменял. Если бы внутрь гроба заглянул, сейчас было бы доложено начальству, и меня бы растерзали. Ведь у нас в монастыре есть козлы и бараны. Я снимал только две пары перчаток, но их было всего четыре пары или даже пять. (Я хотя и сам вскрывал мощи тогда при вас, но уже не помню, четыре или пять пар там было). Мешочки длинные и вату я положил. Не все, но несколько добавляли к прежним: сделал это, чтобы заполнить пустоту в гробу. Кто наложил мешков внутрь вместо груди в живота — я не знаю. Кто подделал ноги, я тоже не знаю, я даже не обувал их. В таком виде они могли пролежать сто лет. Кто подделал мощи - гробовщики-ли или архиерей приказал, я не знаю. Может быть и те и другие; я предполагаю, что подделаны они были в самом начале. Когда я с комиссией открывал мощи, то был очень удивлен, когда увидел содержимое. Подпись: игумен Владимир“. Это - один протокол. Не менее интересно показание и гробового иеромонаха Феоны. — Признаете ли себя виновным? — Виновным не признаю. Считаю виноватым архиерея и высшее духовенство. Гробовщиком меня назначили лет шесть тому назад. Что здесь была подделка с мощами, я не знал. Не допускал мысли, что там ничего нет. Я только видел через разрез перчатки что-то розоватое, как тело. Это я показывал и богомольцам. А что там были лишь перчатки и вата, я не знал тогда, потому что осматривать дальше первой перчатки мне не разрешалось. Верхнюю перчатку с обоих рук я снимал сам, но дальше были опять перчатки, и я их не имел права трогать. Старший мой, отец Владимир — все собирался при мне снять и вторую перчатку, чтобы научить меня, как обращаться с мощами. Он поговаривал о смерти и ввиду этого и хотел научить меня. Но мощей я не трогал. Видел, что они в туфельках. Что они были подделаны, я не знал. Знал ли это отец Владимир, я не знаю. Кто спиртовал вату, я не знаю, кто виновен во всем этом деле, я не могу указать. Я был слепой, как баран. Меня даже не интересовало, что там есть, я исполнял только дисциплину. Про свою прежнюю жизнь в монастыре могу сказать только одно, что прежде я курил и сильно. Курил украдкой. Выпивал при случаях, когда родственники приезжали или торжество какое происходило. Подпись: иеромонах Феона. Два протокола являются яркими документами, свидетельствующими о жизни за монастырской стеной. Это ценнейший материал в психологическом, бытовом и историческом отношениях. На нем стоит остановиться подробнее. Престарелый игумен Владимир - 80-летний жрец, „слуга Божий“, весь ушедший в прошлую монастырскую жизнь с ее ханжеством, лицемерием и обманом. Он не ослепленный фанатик и даже не „преданный сын церкви“. На протяжении своей 80-летней жизни он не сделал ни одной попытки сознательно проверить то, чему он кланялся, чему кадил и что выдавал за святыню другим. И в то же время Владимир отнюдь не рядовой, темный монашек, у него в прошлом имеются, по собственному признанию, „заслуженные труды“. „Я только одежду сменял, - с тупой откровенностью заявляет Владимир, - внутрь гроба не заглядывал“. Он видите-ли, был приставлен ко гробу точно так, как солдат к казенному ящику. Какое меткое сравнение! Мощи для Владимира, как впрочем и для всех церковников, действительно являлись казенным сундуком, источником обогащения. Владимир „только кланялся“, а что в гробу было, тем не интересовался. Почему? — Надобности в этом не было. Может быть, по лености, или так, что там возиться с тем, что положено, — цинично об’ясняет в своем показании Владимир. — Я был слепой, как баран, — вторит Владимиру гробовой иеромонах Феона, — Меня даже не интересовало, что там есть. Я исполнил только дисциплину. Если отец Феона признает себя в прошлом не более, как слепым бараном, то и ученый игумен ищет сравнения с собой в мире животных… (Ведь у нас в монастыре есть козлы и бараны!..) какая любопытная и яркая деталь! Последний акт воронежской трагикомедии - это показание заправилы Митрофановского монастыря, архиепископа Воронежского и Задонского Тихона. Архиепископ Тихон показывает: — Средства к жизни в настоящее время 7500 руб. в год, готовое содержание, квартира, стол, прислуга три человека. До революции 7500 руб. в год, квартира из четырех комнат, пользовался Троицкой и Николаевской дачами. Мощей я не видал, я прикладывался к ним перед служением и заходя в собор, но прикладывался я лишь к схиме, покрывавшей череп. Что было под схимой, я не знал. Затем я прикладывался еще к кости, которая была видна в прорезе правой перчатки. Не осматривал я мощей потому, что не сомневался и том, что они там есть. Дело в том, что среди мощей я вырос. Я видел мощи в Новгороде. Ежегодно обмывал их в Москве. В Москве мощи лежат в виде сохранившихся в нетлении отдельных частей тела в ковчежцах. В Новгороде я мощей не вскрывал, но фигура святых видна полностью; при том там, не как здесь, рука перчаткой не закрыта. На основании прежде виденных мощей, я и верил в то, что и здесь мощи имеются. Особенно я верил в мощи Тихона. Они так рельефно выделялись из гроба, что получалось полное впечатление будто о гробу лежит только положенный человек. Когда я получил извещение от настоятеля Задонского монастыря о том, что оказалось в действительности в гробу, я был очень огорчен, потому что было всеобщее убеждение, что мощи Тихона сохранились вполне. Извещение из Задонска я получил одновременно со вскрытием мощей Митрофана. На происшедшее я смотрю так - мощи при открытии были. Я верю в данном случае акту, составленному открывавшими мощи. Но как они исчезли, я не могу сказать. Думаю, что в данном случае проявили свое действие силы природы. Не мало причин я усматриваю в том, что они хранились в теплом храме и оттого истлели. В других местах, в Новгороде, например, они хранятся в холодных соборах. Конечно, я был очень удивлен, когда увидел содержимое гроба, т.-е. подделку из ваты, в которой я удостоверился теперь вполне. Эту подделку я считаю делом гробовых. Они видели недостатки в мощах, но не докладывали об этом и заделывали мощи ватой. Меня тоже заинтересовало теперь состояние мощей и именно то, что перчатки были набиты ватой и притом неумело, рука была устроена слишком полной. А потом, внутри гроба наложили прямо неестественно. При маленькой головке устроили святому огромное тело. Подделали неискусно, не думая о последствиях. В виду всего этого я допрашивал гробовщика Владимира. На вопрос: „давно ли это случилось?“ он ответил, что в правдоподобный, если так можно выразиться, вид мощи были приведены перед юбилеем. К юбилею была подложена „подкладка“. Разрешение на право заполнять пустоты у меня Владимир не испрашивал. На такое дело смотреть, конечно, грустно и даже очень грустно. Подпись: Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон. Документ во всякой случае уничтожающий церковников и едва ли требующий комментариев. В общем картина получается достаточно яркая: гробовые сваливают вину на архиерея, а архиерей на гробовых. Далее, по собственному призванию Тихона, раньше он сам верил в мощи Тихона (они так рельефно выделялись из гроба, что получалось полное впечатление, будто в гробу лежит только что положенный человек), а сейчас скорбит, и трудно сказать, о чем сильнее, о том ли, что вообще был допущен обман с „нетленными и несомнительно чудесными мощами“ или что гробовые подделали мощи неискусно, не думая о последствиях, не так, как это бы сделали, например, высшие чины православной иерархии. „Перчатки были набиты ватой и притом неумело, рука была устроена слишком полной. А потом внутри гроба наложили прямо неестественно. При маленькой головке устроили святому огромное тело“. Вчитайтесь в это место. Выражения, самый строй речи показывают нам, что в лице Тихона мы имеем дело с опытным инструктором, при этом искренно возмущенным неискусными действиями таких дилетантов по фабрикации мощей, какими в данном случае являлись гробовые иеромонахи Владимир и Феона. На катастрофу с мощами Тихон смотрит так: в 1832 году, при открытии, мощи были целы, а потом они исчезли „под влиянием сил природы“. Архиепископ скорбит, что в Воронеже мощи держали в теплом храме, а не в холодном, как, например, в Новгороде. Отсюда, если идти логическим путем, не трудно видеть, что Тихон вообще отрицает самую идею мощей, как „нетленных и несомнительно чудесных“. Где же в самом деле место чуду, если мощи „исчезают под влиянием сил природы“, т.-е. в теплом месте гниют и разрушаются точно так же, как и трупы самых обыкновенных, смертных людей?! Если под влиянием тех или иных естественных причин (температуры, влажности воздуха, бальзамирования) один тела сохраняются на неопределенно долгое время, а другие, наоборот, быстро исчезают, подвергаясь гниению и разрушению, говорить о „несомнительной чудесности“ сохранившихся вообще тел было бы слишком рискованно даже с точки зрения самого либерального вероучения, ибо в царствие небесное в таком случае оказались бы привлеченными, против своей воли, не только мученики и преподобные, но и люди, при своей жизни отрицавшие вообще какую-либо религиозную мораль. Вспомните египетские мумии. Американские музеи ими завалены. Между прочим в Нью-Йорке, в музее Централь-парка лежит и по настоящее время мумия, перед которой нельзя не остановиться в изумлении. Молодая женщина или девушка из племен „краснокожих“. Она лежит совершенно нагая, если не считать тазовую повязку, в какой обыкновенно ходят эти люди теплого края. Найдена она, точно вчера заснувшая, у подножья одной из скал Калифорнии, и около 50 лет лежит под стеклянным колпаком музея. В Петрограде, в залах Эрмитажа, не так давно открылась замечательно интересная выставка. Ее название: „заупокойный культ Египта“. В одном из зал, в древнем саркофаге лежит египетская мумия, достаточно сохранившаяся, хотя трупу человека, бывшего в Египте кем-то вроде дьячка, уже 2800 лет. Напрасно, архиепископ Тихон не побывал ни в американских музеях, ни на петроградской выставке - в таком случае в части, касающейся влияния сил природы на нетление или тление тела, был бы более осторожен, памятуя, что, как православная, так равно и католическая церковь, когда говорили о нетлении мощей, всегда имели в виду нетление „несомнительно чудесное“ т.-е. необъяснимое при помощи тех или иных естественных законов и сил природы. |
|||||
Ответить |