"что противоречит сообщениям Георгия Пахимера" (цит. Панченко К.А. ™)
Ещё раз, за Конст.Панченком нужен глаз да глаз, он пишет:
> "Последний период жизни Евфимий I провел в Константинополе. Тяжело заболев, он по совету еп. Феодорита Аназарвского около 1277 года призвал в Константинополь некоторых епископов Антиохийского Патриархата для избрания своего преемника"
Все это конечно мелочи в трактовках. Тем более, что это есть только у Г. Пахимера (см. кн. 6, гл. 5:
http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/georgija-pahimera...g/6 ).
Более вероятным, кажется др. трактовка, согласно которой как только весть о смерти патриарха достигла Антиохии, Аназарвский митрополит смог собрать в Киликии Синод, где был выдвинут как предендент на Антиохийскую кафедру. Однако, узнав о том, что в КПоле был назначен нов. патриарх, митр. в 1278 г. отказался от своих притязаний,
"дабы не создавать схизмы в Патриархате [39][39. Georgius Pachymeres. Op. cit. Vol. 1. Lib. 6. P. 436–437]. Сам факт состоявшегося в Киликии архиерейского Собора и выдвижения на патриарший престол митрополита Аназарва - города, где всего за 6 лет до этого вспыхнуло восстание ромеев и армян-халкидонитов - свидетельствует о том, что король Левон II не пошел дальше расправы над мятежниками и высылки предыдущего Патриарха (1272 г.), и что положение православных в королевстве по-прежнему оставалось весьма прочным".
Там же, выше, Сергей Брюн писал:
"О присутствии достаточно многочисленных общин ромеев и армян-халкидонитов вокруг Аназарва свидетельствует, во-первых, положение православной архиерейской кафедры этого города (в 1278 г. митрополит Аназарва претендовал на Антиохийский патриарший престол), а во-вторых - восстание армяно-халкидонитских князей и знатных «греков», захвативших город в 1272 г."
Подробнее, см. Брюн С.П. Халкидонское православие в королевстве Армения // Вестник церковной истории, 2018, 3/4 (51/52), С. 82, 91: http://www.sedmitza.ru/data/2019/03/25/1225804582/Vest51-52_...pdf
|