Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ЕВФИМИЙ I АНТИОХИЙСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
что там у Пахимера
19.04.2020 14:10:40

"что противоречит сообщениям Георгия Пахимера" (цит. Панченко К.А. ™)

Ещё раз, за Конст.Панченком нужен глаз да глаз, он пишет:

> "Последний период жизни Евфимий I провел в Константинополе. Тяжело заболев, он по совету еп. Феодорита Аназарвского около 1277 года призвал в Константинополь некоторых епископов Антиохийского Патриархата для избрания своего преемника"

Все это конечно мелочи в трактовках. Тем более, что это есть только у Г. Пахимера (см. кн. 6, гл. 5: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/georgija-pahimera...g/6 ).

Более вероятным, кажется др. трактовка, согласно которой как только весть о смерти патриарха достигла Антиохии, Аназарвский митрополит смог собрать в Киликии Синод, где был выдвинут как предендент на Антиохийскую кафедру. Однако, узнав о том, что в КПоле был назначен нов. патриарх, митр. в 1278 г. отказался от своих притязаний,

"дабы не создавать схизмы в Патриархате [39][39. Georgius Pachymeres. Op. cit. Vol. 1. Lib. 6. P. 436–437]. Сам факт состоявшегося в Киликии архиерейского Собора и выдвижения на патриарший престол митрополита Аназарва - города, где всего за 6 лет до этого вспыхнуло восстание ромеев и армян-халкидонитов - свидетельствует о том, что король Левон II не пошел дальше расправы над мятежниками и высылки предыдущего Патриарха (1272 г.), и что положение православных в королевстве по-прежнему оставалось весьма прочным".

Там же, выше, Сергей Брюн писал:

"О присутствии достаточно многочисленных общин ромеев и армян-халкидонитов вокруг Аназарва свидетельствует, во-первых, положение православной архиерейской кафедры этого города (в 1278 г. митрополит Аназарва претендовал на Антиохийский патриарший престол), а во-вторых - восстание армяно-халкидонитских князей и знатных «греков», захвативших город в 1272 г."

Подробнее, см. Брюн С.П. Халкидонское православие в королевстве Армения // Вестник церковной истории, 2018, 3/4 (51/52), С. 82, 91: http://www.sedmitza.ru/data/2019/03/25/1225804582/Vest51-52_...pdf

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: что там у Пахимера
24.04.2020 22:03:01 в ответ на "что там у Пахимера" (Олексій Тре)

> "что противоречит сообщениям Георгия Пахимера" (цит. Панченко К.А. ™)

[Заметки на полях]:

Еще раз о белых пятнах в статье. Панченко пишет:

"В кон. 60-х гг. XIII в. ближневост. христианство пережило крупнейшую катастрофу: армии егип. мамлюков в 1266 г. опустошили Киликию, уведя оттуда десятки тысяч пленных, а 18 мая 1268 г. захватили и разрушили Антиохию. Город пришел в запустение, и патриархи в него более не возвращались. \ В 1272 г. Евфимий переехал в Киликийскую Армению, к-рая еще оставалась под властью христиан".

в др. месте (см. http://www.pravenc.ru/text/115764.html ) автор разбираемой статьи писал:

"Патриарх Евфимий I отказался признать главенство Рима, за что был изгнан из города. > .. < Патриарх Евфимий, в 1263 г. в очередной раз высланный из Антиохии кн. Боэмундом VI, в момент падения города находился в Византии".

Т.е., где был патриарх с мая 1268 по 1272 год, на Мальдивах?. А, далее, с корабля на бал:

"... Там Е. оказался вскоре вовлечен в заговор правосл. знати против царя Левона III (1270-1289), попал к нему в плен и был отправлен в заточение. Однако Е. удалось бежать из-под стражи и в порту Айясос попасть на греч. корабль, к-рый доставил его в К-поль (ок. 1275)".

Панченко пишет:

[В 1264 Евфимий] "не был возвращен в Антиохию. Но хан продолжал демонстрировать патриарху свое благоволение. По его приглашению Е. отправился на Восток в свите Марии, дочери имп. Михаила VIII, отданной в жены Хулагу, о чем сохранилось сообщение у сиро-яковитского хрониста еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.). Однако посольство прибыло в Тебриз уже после смерти хана (февр. 1265). Мария была выдана замуж за хана Абагу, сына Хулагу, и стала главной покровительницей христиан в землях Хулагуидов, как ранее жена Хулагу, христианка Догуз-хатун. / После поездки на Восток Е. упоминается среди участников К-польского Собора визант. клира 1265 г., низложившего К-польского патриарха Арсения Авториана".

Да, о том, что Марию Палеолог сопровождал именно патр. Евфимий сказано у сиро-яковитского еп. Григория Бар Эвройо (см. оксвордский перевод Эрнеста Баджа 1932 г.: http://www.syriacstudies.com/AFSS/Syriac_Articles_in_English...tml ). Но, этого нет у Пахимера, у последнего, есть тюлько указание на то, что в свите посольства Марии в 1265 был игумен Феодосий - кузен ахейского кн. Гийома II Виллардуэна (Феодосий принял иноческий постриг в одном из православных монастырей на Черной Горе в Антиохи и уже с 1261 по 1265 был настоятелем м-ря Пантократор в КПоле): http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Pachimer_2/text5.phtml?id=12403

И опять, с корабля на бал: Если патр. Евфимий попал в ставку хана в феврале, то ему необходимо было еще исхитриться покинуть царя царей до свадьбы, для того, что бы успеть в КПоль на Собор для низложению патр. Арсения.

Утрируя автора статьи: патриарх с 1263 по 1268 год находился в Византии, в кон. 1264 отлучался из Стамбула, был в отправлен в ставку хана в свите Византийского посольства, которое прибыло в Тебриз в феврале 1265, затем авиарейсом возвращается в КПоль, т.к. уже весной\летом 1265 смещенный патр. Арсений был отправлен в заточение. Оставался КПоле до 1272 и только ради аназарвского заговора в 1272 переезжает в Киликию, т.е., отсутствует на сиро-православном Востоке 9 лет.

Еще один момент. По мнению автора статьи, антиохийский патриарх прибыл в Константинополь ок. 1275, уже после заключения Лионской унии (1274). Далее идут размышлизмы автора - посыл такой: поскольку патриарх бежал из Киликийской Армении и у него не было "др. покровителей, кроме визант. Императора", только поэтому он "должен был принять сторону Михаила и высказаться в пользу унии". Интересная мысль, т.е. речь о том самом патриархе, который не испугался Боэмунда VI в 1263, но через 12 лет испугался Михаила VIII.

И, наконец, Панченко пишет:

"Ж. Насралла датирует смерть Е. 1273 г., что противоречит сообщениям Георгия Пахимера о деятельности патриарха в период после заключения Лионской унии 1274 г."

Опять же, согласно хроники, составленной сиро-якоитским епископом (см. http://www.syriacstudies.com/AFSS/Syriac_Articles_in_English...tml ), патр. Евфимий покинул порт Айос в том же 1272. И, ничего нет у Пахимера о деятельности патриарха после заключения Лионской унии, от слова совсем ничего. Откуда Панченко взял 1275 год - это совсем др. история.

[Продолжение следует]

Ответить