Евфимий I, патриарх Антиохийский (до 1258 - конец 1277)
Патриаршество Евфимия I пришлось на последние десятилетия правления крестоносцев в Сирии, когда положение православных патриархов Антиохии было исключительно сложным. Римская курия настаивала на подчинении их власти папы. Пользуясь покровительством крестоносцев, латинские Антиохийские патриархи старались не допускать присутствия в Антиохии православной иерархии. Изредка православным патриархам удавалось закрепиться в Антиохии, играя на противоречиях между латинскими патриархами, антиохийскими князьями и царем Киликийской Армении. Евтихий I в отличие от своего предшественника Давида выступал против унии с Римом, за что был отлучен латинским патриархом Опиццо Фиески и изгнан из города.
В 1258 года в Сирию вторглось войско монголов во главе с ханом Хулагу, который рассматривал мусульман как своих главных противников и терпимо относился к христианам Ближнего Востока. Осенью 1259 года царь Киликийской Армении Гетум и кн. Боэмунд VI Антиохийский изъявили покорность Хулагу и присоединили свои отряды к его армии. Хулагу передал им ряд крепостей, ранее захваченных мусульманами, и потребовал взамен вернуть в Антиохию православного патриарха. Возможно, это требование было связано с союзными отношениями монголов с Никейской империей. В 1260 году Евфимий I прибыл в Антиохию, а латинский патриарх Опиццо Фиески был вынужден покинуть город. В ответ на это решение Римский папа Александр IV в 1263 году отлучил от Церкви кн. Боэмунда Антиохийского.
Осенью 1260 году монголы были вытеснены из Палестины и Южной Сирии египетскими мамлюками, однако Антиохия и Киликийская Армения остались в сфере влияния Хулагу. Тем не менее в 1263 году Гетум и Боэмунд, стремясь получить прощение папы, снова выслали Евфимия из Антиохии. Латинский патриарх вернулся в город, а патр. Евфимий нашел убежище в Константинополе, при дворе визант. имп. Михаила VIII Палеолога. В июле 1264 года на курултае у хана Хулагу в Тебризе Боэмунд и Гетум были призваны к ответу за изгнание православного патриарха. По-видимому, они сумели оправдаться, т. к. Евфимий I не был возвращен в Антиохию. Но хан продолжал демонстрировать патриарху свое благоволение. По его приглашению патр. Евфимий отправился на Восток в свите Марии, дочери имп. Михаила VIII, отданной в жены Хулагу, о чем сохранилось сообщение у сиро-яковитского хрониста еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.). Однако посольство прибыло в Тебриз уже после смерти хана (февраль 1265). Мария была выдана замуж за хана Абагу, сына Хулагу, и стала главной покровительницей христиан в землях Хулагуидов, как ранее жена Хулагу, христианка Догуз-хатун.
После поездки на Восток патр. Евфимий упоминается среди участников Константинопольского Собора 1265 года, низложившего Константинопольского патриарха Арсения Авториана. Визант. историк Георгий Пахимер с некоторой неприязнью описывает роль Евфимия на этом Cоборе. Антиохийский патриарх имел разногласия с Арсением, который отказал ему в церковном общении по подозрению (возможно, необоснованному) в симпатии к вероисповеданию армян.
В конце 1260-х годов ближневосточное христианство пережило крупнейшую катастрофу: армии египетских мамлюков в 1266 году опустошили Киликию, уведя оттуда десятки тысяч пленных, а 18 мая 1268 года захватили и разрушили Антиохию. Город пришел в запустение, и патриархи в него более не возвращались.
В 1272 году патр. Евфимий переехал в Киликийскую Армению, которая еще оставалась под властью христиан. Там патр. Евфимий оказался вскоре вовлечен в заговор православной знати против царя Левона III (1270-1289), попал к нему в плен и был отправлен в заточение. Однако патриарху удалось бежать из-под стражи и в порту Айясос попасть на греч. корабль, который доставил его в Константинополь (ок. 1275).
В этот период византийское общество было расколото церковной политикой имп. Михаила VIII, заключившего унию с Римом в 1274 году на Соборе в Лионе. Патр. Евфимий, бежавший из Киликийской Армении и не имевший других покровителей, кроме византийского императора, должен был принять сторону Михаила и высказаться в пользу унии.
Последний период жизни Евфимий I провел в Константинополе. Тяжело заболев, он по совету еп. Феодорита Аназарвского около 1277 года призвал в Константинополь некоторых епископов Антиохийского Патриархата для избрания своего преемника. Патриарший престол рассчитывал занять еп. Феодорит, однако имп. Михаил предпочел кандидатуру монаха одной из столичных обителей, выходца из "франкской" знати, который казался ему более подходящим для проведения церковной политики в пользу унии с Римом (патриарх Феодосий V Виллардуэн).
В исторической литературе датировки периода патриаршества Евфимия I разнятся. А. Рустум относит его к 1260-1267 гг., а между Евфимием и Феодосием V помещает некоего Феодосия IV (1268-1276), чье существование не находит должного подтверждения в источниках. Ж. Насралла датирует смерть Евфимия 1273 годом, что противоречит сообщениям Георгия Пахимера о деятельности патриарха в период после заключения Лионской унии 1274 года.
Литература
- Georges Pachymérès. Relations historiques. IV 3, 9; VI 1, 5 / Ed. A. Failler, V. Laurent. P., 1984. T. 2. P. 338-339, 354-355, 544-547, 554-557;
- Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 39;
- Barhebraeus. Chronicon Syriacum / Ed. P. Bedjan. P., 1890. P. 521, 522, 526, 527.
- RegImp, N 1932; PLP, N 6267;
- Karalevskij C. Antioche // DHGE. Т. 3. Col. 619-621;
- Εὐθύμιος. ῾Ο Α´. // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1040;
- Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. Vol. 3. P. 278, 306-307, 319-320, 331;\
- Рустум А. Церковь Града Божиего, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 332-340 (на араб. яз.);
- Nasrallah. Chronologie: 1250-1500. P. 4-6;
- idem. Euthyme Ier // DHGE. T. 16. Col. 51-53;
- Успенский. История. Т. 3. С. 511-512, 521.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Евфимий I" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 425