Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ложная информация
02.04.2019 16:10:18 в ответ на "Re: Ложная информация" (Харин, Илья Николаевич)

> > "Первое Новаго лета начинающе обхождение..." - где здесь говорится о 2-м сентября? Почему не о 1-м или не о 3-м, 4-м? Что такое "обхождение"
> Интересно, что в доступном тексте Минеи написано "Первое новаго лета начинающе восхождение..." (http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep876.html ). Что значит здесь "восхождение" мне также неясно.

Когда-то в проповеди (то ли читанной, то ли слышанной в Интернете) по поводу евангельского рассказа о впадшем в разбойники батюшка задал риторический вопрос: священник и левит, шедшие мимо и не остановившиеся помочь несчастному, оправданы или нет? Может, они шли на службу и опаздывали, или не опаздывали, но боялись оскверниться перед служением? И отвечал: нет, не оправданы. Потому что в оригинальном тексте сказано, что они не восходили в Иерусалим (т. е. шли не в храм), а нисходили той дорогой - следовательно, шли не на службу, и могли и время потратить, и осквернения не бояться, потому что оно только до захода солнца, а им уже не служить.

В славянском языке слово "восходить" означает начало пути - в прямом или переносном смысле, как "восхождение новаго лета". "Обхождение новаго лета" ассоциируется с круговым движением (например, вокруг храма на крестном ходе), а ведь время, годы как бы тоже движутся по кругу: осень - зима - весна - лето - и снова осень и т. д. Можно лишь догадываться, что готовя службу к печати в 1978 году, сочли нужным отредактировать текст, заменив более поэтичное и многозначное "обхождение" более плоским, но более точным и понятным "восхождением".

Ещё раз возвращаясь к вопросу о злосчастной сноске, повторяющей безграмотную и невежественную "догадку". Православие.ру - это лишь распространитель гипотезы, опубликованной в 45-м томе "Православной энциклопедии" (с. 548-549). Портал дословно повторяет её текст, так что нельзя говорить о том, что что-то искажено. Однако статья в ПЭ вообще содержит подробнейший обзор всех гипотез и версий, поэтому публикация и этой догадки в подобной полемической статье хотя и представляется мне странной (ввиду полного отсутствия аргументации!), но хотя бы объяснимой. Печатать же этот кусок, вырвав его из общего контекста, в статье информационной следует признать безусловнро ошибочной.

О составлении службы свт. Михаилу, истории её публикации и праздновании памяти всё известно, Не существует никаких загадок. См. хотя бы здесь: https://religions.unian.net/religinossociety/570328-maloizve...tml Память святителя праздновалась в Киево-Печерской Лавре 15 июня (у Спасского находим также 20 июля для Софии Киевской), а после перенесение мощей из пещер в Успенский собор в 1730 г. стала праздноваться 30 сентября! При этом новая служба на перенесение мощей не составлялась, а использовалась служба с 15 июня. О каком таком начале новаго лета могла идти речь 15 июня, вообще непонятно. Но это вопрос к исследователям, и он не может быть предметом спекуляций и догадок!

В общем, потратив день на изучение материалов, прочтя и статью из бумажной версии ПЭ (в виде скана), я имею дерзновение и нашу статью исправляю.

Ответить