Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Ложная информация
01.04.2019 23:31:26

Первая сноска в статье гласит:

> Ранее память ему совершалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2-й стихире на «Хвалитех» о святителе Михаиле говорится так: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1631.htm

Память 2 сентября никак не могла совершаться "вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими" по той простой причине, что о самой этой памяти Антония и Феодосия 2 сентября ничего никому не было известно до 1978 года - когда был выпущен первый том новых "зелёных" Миней. А в 1983 году она была самочинно внесена в официальный календарь РПЦ. Подробнее здесь https://drevo-info.ru/articles/6413.html#2 (там есть ссылка на оригинал).

Именно поэтому при редактировании статьи я убрал эту сноску как дезинформирующую. Ни один из древних источников не упоминает ни о памяти 1) Антония и Феодосия 2.09, ни о памяти 2) свт. Михаила в сентябре. Сергий Спасский, изучивший огромное количество источников, ничего об этом не говорит. А возле памяти Михаила 30.09 даёт ссылку и пояснение:

> Ч. М. (№ 209. Филар. 15 июня †. КСоф. 20 июля. В Лавре до 1730 г. праздновали ему 15 июня, а после того 30 сент.) Мощи в киевской лавре в соборном храме Успения.

Этого мало? И почему чья-то самопальная догадка должна фигурировать в "Древе", когда она БОЛЬШЕ НИГДЕ не подтверждается? Тем более при наличии вполне внятного опровержения и контраргументов?!

Допустим, вне зависимости от Антония и Феодосия, - но всё равно: где в этой стихире подтверждение празднования Михаилу в начале сентября? "Первое Новаго лета начинающе обхождение..." - где здесь говорится о 2-м сентября? Почему не о 1-м или не о 3-м, 4-м? Что такое "обхождение" - не первый ли начиная с сентября крестный ли ход вокруг храма? Какого, чтобы знать, когда храмовый праздник и "обхождение"?.. Больше вопросов, чем ответов! И уж точно ни слова об Антонии и Феодосии!

Ответить